28. Культура Европы Нового времени.
Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением растущего общественного класса – буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Это была эпоха буржуазных революций, повлиявших на изменение мировоззренческих установок культуры. Заявил о своих правах индивидуализм, развернулось предпринимательство. Складывались новая научная картина мира, методология опытно-экспериментальных исследований и система ценностей практичного человека.
Эпоха Нового времени отмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний период основывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальное накопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странах массовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.
Главной характеристикой цивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использовании капитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике – в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтов принципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественного договора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. В философии и науке центральное место отводилось рациональным методам, обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требования доказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казался чудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественным неизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмом и мистицизмом.
В культуре Нового времени появился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерны автономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялся изначально данным, а целеустремленно выстраивал свое Я и свой предметный мир. При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все более освобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлять собой.
Однако, будучи в идеале свободным самовластным творцом, движимым разумом, человек Нового времени уже больше не ощущал себя центром Вселенной. Миропредставление, порожденное смелыми астрономическими идеями и теориями Коперника, Бруно и Галилея, наталкивало на мысль, что Земля – всего лишь один из множества миров, а в бесконечном космическом пространстве вообще нет центра. И далее следовал вывод о том, что человек – только частица мироздания. Превращение Бога в некое «вместилище» мира и в трансцендентную силу, приведшую универсум в движение, но непосредственно не вмешивающуюся в природные и социальные процессы (точка зрения И. Ньютона), хотя и вело к утверждению представлений об автономии и свободе, но одновременно усиливало ощущение одиночества и незащищенности человека в мире («Мысли» Б. Паскаля), непрочности земного бытия, обреченности действовать на свой страх и риск в одиночку и во всем полагаться только на себя. В культуре наметился интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся главным образом в художественном творчестве.
Индивидуалистическое видение мира привело к фаустовскому одностороннему пониманию свободы западным человеком как расширения собственного присутствия в мире. Экспансионизм проявился в необузданном желании господствовать над природой, в колониальной политике и религиозной миссионерской деятельности, культурном гегемонизме, однополярном западноцентризме.
Еще одна важная особенность новоевропейской культуры и цивилизации – практицизм. Он преобладал и в экономической стратегии, основывавшейся на стремлении приумножить имущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала, и в научном знании, которое все больше ориентировалось на практический результат. Само поведение и жизнеустроение имущих классов все более проникалось духом утилитаризма. Практицизм в сочетании с индивидуализмом лег в основу буржуазного мировоззрения и образа жизни.
В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданы фундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научного прогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерство вначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новой системы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727). Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основы физической науки, которая в то время базировалась соответственно на механистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природы и общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.
Важным методом науки Нового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретического исследования.
Важной особенностью науки Нового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархически упорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степени приближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемая одними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянном движении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистические представления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в мире объяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картине мира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственного опыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась в прошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наука открывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.
Открытия в естествознании завоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, в Англии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тоном говорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).
Характерно, что при новой системе знания математика рассматривалась как образец для построения любой науки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкреплялась естественнонаучным экспериментом.
Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени – создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.
Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.
На основе новых мировоззренческих принципов формировались предметное поле и методы исследования таких наук, как химия и биология. Роберт, Бойль сформулировал научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу. Антуан Лавуазье активно применял математические (количественные) методы в химии, стал одним из основателей термохимии. Врач Уильям Гарвей считается отцом современной физиологии и эмбриологии, он создал учение о кровообращении. Декарт ввел понятие рефлекса. Карл Линней разработал классификацию видов растительного и животного мира, Жан Батист Ламарк создал первое учение об их эволюции (трансформизм).
Ученые-теоретики внедряли в сферу практического производства новый стиль научно-инженерного мышления и операциональной деятельности; формировалось техническое отношение к экспериментальной работе.
Появилась научная техническая литература; в колледжах складывалась система технического образования, постепенно вытеснявшая средневековую традицию передачи знания от мастера к ученику. Во второй половине XVIII в. в инженерной практике все более активно использовались знания естественных и математических наук. Ряды инженеров росли, и к началу XVIII в. эта профессия была уже достаточно престижной, а сам инженер оценивался как работник интеллектуального труда.
В середине XVIII в. началась промышленная революция. К концу столетия самыми обычными объектами инженерной деятельности были подъемные механизмы, мельницы, часы, прядильные и ткацкие станки, прокатные линии и т.п. Складывался облик техногенной цивилизации, разрасталась инфраструктура фабрик, заводов, индустриальных городов.
Технологическое усложнение производства потребовало применения методов технического проектирования. Разрабатывая эти методы, Гаспар Монж создал начертательную геометрию, позволяющую представить любое техническое устройство в виде вспомогательной модели и математически точной чертежной схемы.
XVII-XVIII вв. ознаменовались многочисленными техническими изобретениями. Телескоп (Г. Галилей, И. Кеплер) и микроскоп существенно расширили границы человеческого познания. Маятниковые часы (X. Гюйгенс) позволили надежно и точно измерять время в научном эксперименте, а в судоходстве – определять долготу. Широко распространившись в быту, они формировали привычку регулировать повседневную жизнь, учили пунктуальности. Бой часов напоминал о необратимости времени и необходимости плодотворно использовать каждую минуту. Изобретение термометра (Г. Галилей) позволило заменить субъективные оценки температуры объективными. Ртутный барометр (Э. Торричелли) обеспечил точную фиксацию атмосферного давления.
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столетие явило первые опыты теоретического осмысления человеческой культуры и цивилизации как целостного явления (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер). Поворот интеллектуальной деятельности в сторону социальной философии, публицистики, литературы, педагогики был связан с изменившейся исторической ситуацией. Образовавшиеся на территории Европы монархические государства должны были постоянно заботиться о сохранении своего единства, поскольку общество все более дифференцировалось по социальному положению и по мировоззрению. Монархи, стремившиеся к неограниченной власти, на деле вынуждены были в неодинаковой мере учитывать интересы различных слоев общества. Усиление налогового гнета с целью получения дополнительных средств достигло в XVIII в. опасной величины, что привело к нарастанию социальной напряженности. Не удивительно, что в Европе все большую популярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразило широкое культурное движение, получившее позже название Просвещения.
Просветители хотели сделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и в прогресс общества, стремились привить современникам религиозную и этическую терпимость, освободить их от суеверий и предрассудков. Они пропагандировали гуманизм, критиковали тиранию, призывали отказаться от сословных привилегий, выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широком смысле – вот стержневые ценности европейского Просвещения.
Развивая концепцию «естественного» человека, просветители рассматривали его как фигуру идеально-нормативную. Они полагали, что люди совершают безнравственные и вообще неверные действия в силу того, что не знают, как нужно поступать правильно. Отсюда – особый интерес просветителей к проблемам воспитания и желание популяризировать философские и научные знания. Одновременно они обращали внимание на устойчивые природные и социальные инстинкты человека, которые представлялись им, будучи облагороженными, в виде неизменных естественных качеств, призванных войти в гармоничное согласование с законами разума.
Итогом века Просвещения стало формирование в европейской культуре гражданско-правового мировоззрения. Гражданское общество осмысливалось как самостоятельная реальность, творимая людьми. Приходило осознание того, что общественная жизнь подчиняется объективным законам, которые могут быть выявлены наукой. Предполагалось, что гражданское общество зиждется на принципах свободы и равенства – естественных состояниях человека.
Существует точка зрения, согласно которой Просвещение как целостное течение утвердилось во Франции. Однако в формировании его идей велика заслуга английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. И это не случайно. Уже в середине XVII в. в Англии быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную роль играла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничества политических партий. Страна авантюрного капитализма претендовала на то, чтобы стать очагом литературного творчества, интеллектуальной свободы и либерализма.
Наиболее яркими представителями английской литературы того времени являлись Даниэль Дефо и Джонатан Свифт.
В самом знаменитом романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» утверждается идеал человека активного и практичного, который может добиться успеха в любой жизненной ситуации. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта в гротескной сатирической форме предстают все пороки современного ему общества, человеческий мир изображается «сначала в виде мелких, игрушечных отношений у едва заметных с земли пигмеев, а потом в чертах преувеличенно грубых животных и великанов» (Р.Ю. Виппер).
И все же наиболее полно и последовательно идеи Просвещения были воплощены во Франции. Первые французские просветители (Вольтер, Монтескье и др.), представляя умеренное направление, выражали интересы образованного дворянства. Они ратовали за сохранение монархии, управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия и религиозной толерантности. Просветители второго поколения отражали преимущественно взгляды буржуазии и потому были более радикально настроены. Идеал просвещенного абсолютизма они связывали с помыслами о конституционной монархии, выступали за равенство сословий, отстаивали материализм и антитеизм (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Еще большей смелостью отличалась демократически-натуралистическая позиция Руссо страстного критика крайнего социального неравенства и вытекающих из него пороков антагонистической цивилизации.
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создается в процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования, будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий, лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальные прозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства и равноправного диалога культур.
Своеобразным культурным итогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) при участии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текста и 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме были изложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия» реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени. Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей, преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из них вынуждены были бежать из Франции.
В Германии был достигнут высокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг с другом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями как возможность проводить научные исследования и заниматься творчеством, философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие от французских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важное воспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии 1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальную концепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальный характер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национального своеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильные страсти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которых невозможно лишить свободы мысли и творчества.
- 2. Оценочный и нейтральный смыслы понятия культура.
- 3. Многообразие научных подходов к определению культуры и его причины. Попытки систематизации (а.Л. Крёбер и к.К.М. Клакхон).
- 4. Культура как целостность. Диалог культур.
- 9. Коммуникативная и интегративная функции культуры.
- 10. Функция социализации.
- 11. Понимание норм и ценностей в культурологии.
- 12. Виды культурных норм.
- 13. Функции культурных норм.
- 14. Нормативные конфликты и аномия.
- 15. Инкультурация, аккультурация, ассимиляция.
- 16. Информационно - семиотический подход к культуре.
- 24. Этническая культура.
- 25. Античный тип культуры.
- 26. Европа в контексте средневековой культуры.
- 27. Культура эпохи Возрождения.
- 28. Культура Европы Нового времени.
- 29. Культура постмодерна.