2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
Искусство, конечно, специфический вид человеческой деятельности. Это особая деятельностная система, включающая неразрывную связь деятельности и ее продукта.
Искусство – это деятельность по созданию, воплощению, передаче и усвоению художественной информации.
Искусство представляет собой систему деятельности: художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие. Эта система формирует некое социально значимое содержание, которое не имеет витального характера (практического или биологического значения). Зачем нужна эта деятельность?
Искусство не только как некая целостность передается из поколения в поколение, но меняется вместе с историей, меняет свой смысл. Искусство – мощный механизм культуры, способ накопления мирового опыта. Искусство – часть ненаследственной памяти коллектива. Искусство – особая ментальная территория общества, особый механизм понимания мира, выработанный культурой, человечеством. Искусство воспроизводится на уровне общества, и продукты искусства надиндивидуальны в своем значении. Наука надличностна, искусство – всеобщеличностно. Интересно, что эффективность искусства имеет параметры: сколько человек прочитали книгу, посмотрели фильм. Искусство – способ мыслить и чувствовать для миллионов людей. Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский говорил, что искусство – это социальная техника чувств. Искусство – вырабатываемый одним человеком способ переживать мир другими людьми, технология чувств для человечества. Это коллективное богатство, способ сделать личным восприятие другого.
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19