Введение
Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, электроприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущими машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вертолетами Сикорского, космическими фантазиями Стенли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю развития у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выставочные залы. Получившие всемирную известность такие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь престижным украшением интерьеров офисов и дорогих салонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полному праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.
Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследователи считают, что путь, который прошла наша цивилизация за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предшествующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рамки, становится сопоставимой с традиционными и знакомыми нам всем историей архитектуры и градостроительства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически является современной. Прежде чем делать выводы, нужно время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в особенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его острота возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "архитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в художественных вузах.
Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайнеров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является продолжением работы в этом направлении. Во многом настоящее издание базируется на двухтомнике "История дизайна", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического материала. Особый упор сделан на структурности: при цитатном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации блокам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации истории мирового дизайна, дифференциации наиболее значимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тематических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биографические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказавших существенное влияние на формообразование в дизайне. На полях правых, нечетных, страниц приводятся примеры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.
- Министерство образования и науки рф
- Ноу впо «Институт моды, дизайна и технологий»
- Рабочая программа
- «История дизайна»
- Москва – 2006г.
- 1. Цели и задачи дисциплины
- 2. Объем и содержание дисциплины
- История дизайна.
- 1. Дизайн как вид проектно-художественной деятельности
- 2. Начало дизайна
- 3. Поиск нового формообразования в начале XX века
- Введение
- 1. Дизайн как вид проектно-художественной деятельности
- Цикличность моды
- Стиль в дизайне. Понятие "фирменный стиль"
- 2. Начала дизайна
- Идеи Джона Рёскина. С резкой критикой наступающей эпохи индустриального общества выступал английский искусствовед Джон Рескин (1819-1900).
- Поиск нового формообразования
- 4. Первые школы дизайна
- Вхутемас-вхутеин
- 5. Дизайн в предвоенную эпоху
- 6. Послевоенный дизайн
- 6. Дизайн 60-х
- 7. Альтернативный дизайн в 70-е годы
- Государственный дизайн. Всесоюзный институт технической эстетики (вниитэ)
- 8. Дизайн постиндустриального общества
- 9. Дизайн 90-х. Дизайн-технологии будущего
- Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры
- Литература