3. Основные функции искусства
В результате специфического воздействия искусство производит в людях и обществе определенные значимые изменения, определенные эффекты, и это система конкретных социокультурных функций искусства. Искусство – двойник духовной культуры, все, что делает духовная культура, искусство тоже выполняет. Эта сверхзадача определяет отношение искусства к культуре вообще, искусство в полном смысле слова оказывается плоть от плоти и дух от духа культура. Языки, выработанные в культуре, становятся языком искусства. Духовная культура выступает своеобразной основой и материалом для искусства. Искусство не только возвращает человеку духовность, но и целостность мироотношения.
По отношению к осваиваемому миру, искусство должно занимать определенную позицию, которая связана с духовно-ценностной стороной культуры. Речь идет об особой соположенности творца и мира, что определяется генеральной функцией искусства и психологией творчества.
Являясь особой подсистемой культуры, искусство «работает» в ней, выполняя определенные функции. Системность функций искусства определяется целостностью культуры и взаимосвязью ее основных компонентов. В процессе социокультурного развития меняется набор основных функций искусства. Рассмотрим основные направления функциональных ориентаций искусства.
Первое направление функций искусства определяется задачами художественного освоения мира. Сюда включаются функции 1) познавательные – познания мира, 2) ценностно-ориентационные – выявление системы ценностей и определение на их основе ценностных ориентиров, 3) проективные – создание образа будущего на основе познания и ценностно-смыслового отношения к миру. Дать образ мира, в котором человек живет, определить возможности встраивания в таким образом понятую реальность и выстроить перспективы человеческого существования – самая первая исторически и главная группа функций искусства.
Следующую группу составляют социально-коммуникативные функции искусства. Искусство является не только уникальным способом освоения мира, но представляет собой столь же уникальную коммуникативную систему. Его роль в этом отношении складывается из решения следующих задач: во-первых, искусство становится языком культуры, способом выражения культурных смыслов. О том, какое миропонимание и понимание человека было характерно для культуры той или иной исторической эпохи, мы можем судить по ее искусству, которое представляет многообразие языков через виды художественного творчества. Конечно, литература, театр, да и живопись будут в этом плане более «разговорчивы», чем, например, архитектура, но и римский Колизей может немало поведать об императорском Риме, точно так же как готический собор о средневековье. Искусство в этой группе функций становится, во-вторых, способом духовного общения культурных субъектов – людей, социальных слоев, самих культур. Причем общения уникального, сохраняющего интимно-личностный характер. Искусство дает возможность «услышать» и понять в этом общении не только современников, но и людей ушедших эпох и культур. Это определяет и, в-третьих, функционирование искусства как особой, коллективной памяти, становящейся механизмом наследования культурного опыта.
Группа социально-организующих функций искусства выражает его колоссальную роль в формировании и стабилизации личности и социума. Это, во-первых, воспитательная функция искусства, решающая задачу формирование человека, личности определенного типа общества. Искусство в этом отношении оказывается очень деликатным воспитателем, добирающимся ненавязчиво через чувства человека до самых глубин его натуры. Воздействие искусства так сильно, что оно может «научить» и негативному поведению в противовес интересам социума. Во-вторых, к этой группе отнесем и психотерапевтические функции искусства, такие как гедонистическая (наслаждение образным миром), эвристическая (побуждение творческой энергии), релаксационная (удовольствие – расслабление). Не случайно психотерапевты при общении со своими пациентами прибегают к услугам искусства, музыки, например. Вспомним у Е. Баратынского:
Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Наконец, в этой же группе социально-организующая функция искусства, образы которого способствуют сплочению и организации социальных групп и общностей. Каждое государство, поэтому, имеет гимн, необходимую символику, так же как и каждая организованная в некоторое сообщество социальная группа.
Возможно выделение и так называемых, метахудожественных функций искусства, определяемых его «работой» по отношению к самому себе, что способствует упорядочиванию процесса художественного развития.
Таким образом, как мы видим, функционирование искусства универсально. Искусство, занимающее по отношению к ценностям духовной культуры особое место, являющееся интеграцией системы ценностей эпохи, способно представлять, сохранять и передавать все богатство и разнообразие духовной культуры.
Контрольные вопросы:
Назовите основные подходы к определению сущности искусства.
В чем сложность определения сущности искусства?
Какова позиция современной эстетики в определении сущности искусства?
Что такое искусство?
Каково место искусства в системе культуры?
На какие группы делятся функции искусства?
Назовите основные функции искусства по освоению мира.
Назовите функции искусства по отношению к обществу.
Назовите функции искусства по отношению к человеку
Назовите основные функции искусства по отношению к культуре
Литература:
Бычков В.В. Эстетика : Учебник. М. : Гардарики, 2002. – 556 с.
Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С.544.
Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. – СПБ. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19