Финансирование фундаментальных научных исследований
Важнейшим источником финансирования отечественной науки остаются средства государственного бюджета. Так, по данным 2007 г. на бюджет приходилось 61,6% внутренних затрат на исследования и разработки.11
В структуре ВВП доля расходов на науку также меняется незначительно, и в 2008 году составляла 1,12% от ВВП. Таким образом, несмотря на сравнительно высокий рост бюджетного финансирования научных исследований и разработок, по доле в структуре ВВП Россия значительно уступает развитым странам (США – 2,68%, Германия – 2,54%, Израиль – 4,68%12), что с учетом различий в объемах ВВП не позволяет говорить о принципиальном изменении ситуации в части финансирования науки.
В настоящее время в практике финансирования фундаментальных научных исследований сложились три системы конкурсного отбора.
1.Система, используемая Минобрнауки России, основанная на положениях Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым главными критериями являются стоимость работ и сроки их выполнения.
Идеология 94-ФЗ предполагает, что производится закупка конкретного товара или услуги, т.е. заказчик знает, что конкретно он хочет получить. В то же время результаты фундаментальных исследований в большинстве случаев не могут иметь точных количественных характеристик. Основными критериями отбора являются стоимость работ и сроки их выполнения. Использование данной процедуры часто приводит к ситуации, когда отбираются не лучшие по качеству проекты, а наиболее дешевые.
2.Конкурсная система, используемая государственными академиями наук, в которой главными критериями оценки являются качество работ и квалификации исполнителей.
В соответствии с Уставом Российской академии наук, Общее собрание РАН утверждает приоритетные направления научных исследований, на основании которых формируются планы фундаментальных исследований на кратко-, средне– и долгосрочную перспективу.
Исходя из утвержденных направлений и планов, научные организации формируют на конкурсной основе собственные планы работ на основе предложений научных подразделений институтов. Для проведения работ, требующих участия нескольких институтов в пределах одного отделения, на конкурсной основе формируются программы фундаментальных исследований отделений РАН. И третий уровень программ – это программы Президиума РАН, которые формируются по предложениям как отделений, так и отдельных ученых, и направлены на проведение исследований по перспективным направлениям. При этом, как правило, в реализации программ Президиума РАН принимают участие несколько отделений.
3.Система грантового конкурсного финансирования РФФИ и РГНФ.
В ходе конкурса проекты сопоставляются по главному признаку: в какой степени каждый из них способствует получению нового знания.
Все решения о выделении средств для поддержки проектов принимаются только экспертными советами – строго на конкурсной основе, по результатам жестко регламентированной многоэтапной научной экспертизы, проводимой этими советами, состоящими из признанных, активно работающих ученых – авторитетных специалистов в своих областях фундаментальных знаний.
Уставом предусмотрена ротация (с 4-летним периодом) состава Совета РФФИ, экспертных советов, экспертов. Этим положением в Уставе Фонда закреплена определяющая роль научного сообщества в принятии решений в такой профессионально сложной сфере, какой является научная деятельность.
Ежегодно в экспертизе заявок и отчетов участвуют 1500–1600 экспертов и более 300 членов экспертных советов РФФИ, которые проводят 65–70 тыс. экспертиз в год.
Существенное влияние на выполнение фундаментальных исследований оказывают фонды поддержки научных и научно-технических исследований – Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Являясь представителем государства, РФФИ и РГНФ обеспечивают целевую адресную поддержку передовых групп ученых, вне зависимости от того, к какому ведомству они относятся.
В 2005–2009 гг. РФФИ ежегодно поддерживал до 12 тыс. проектов, выполняемых более чем в 1100 организаций (учреждения академий наук, университеты, госкорпорации и др.); число участников поддержанных проектов составляет около 60 тыс. ученых.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) в 2004–2009 гг. рассмотрел более 41,4 тыс. заявок, поступивших на конкурсы по всем направлениям гуманитарных наук, из них поддержано более 11,6 тыс. проектов.
В последние годы ученые-гуманитарии уделяют большое внимание внедрению в гуманитарные исследования современных информационных технологий. В 2004–2009 гг. был поддержан 371 проект создания информационных систем в сфере гуманитарных наук, профинансировано 126 проектов развития материальной базы научных исследований.
- Московская государственная академия приборостроения и информатики
- Информационно аналитические системы управления и сопровождения научной деятельности
- Аннотация
- Оглавление
- Научно-исследовательская деятельность Понятие и виды научно-исследовательской деятельности
- Фундаментальные научные исследования
- Структура управления научной деятельностью Академический сектор
- Вузовский сектор
- Отраслевой сектор
- Финансирование фундаментальных научных исследований
- Кадровое обеспечение фундаментальных исследований
- Оценка результатов работы исследователей и научных коллективов
- Права и обязанности научных работников
- Управление научной деятельностью Управление научной деятельностью на мировом уровне
- Программа действий для науки в информационном обществе
- Основные принципы
- Проблемы научной деятельности
- Электронные публикации в науке
- Управление и поддержка нид в рф Способы и механизмы управления нид
- 1. Блок «Генерация знаний»
- Обзор фондов поддержки научных исследований
- Российский фонд фундаментальных исследований
- Российский гуманитарный научный фонд
- Управление и организация нир в вуЗах
- Принципы создания информационно-аналитических систем управления наукой
- Интеллектуальная собственность как результат нид
- Виды интеллектуальной собственности
- Защита интеллектуальной собственности
- Основные принципы законодательства об авторском праве на электронные образовательные ресурсы
- Регистрация интеллектуальной собственности
- Международная защита интеллектуальной собственности
- Технология проверки научных документов на заимствование
- Научные библиотеки
- Основные классификационные системы в области библиографии и научно-технической информации
- Универсальная десятичная классификация (удк)
- Международная патентная классификация (мпк)
- Десятичная классификация Дьюи (дкд)
- Библиотечно-библиографическая классификация (ббк)
- Государственный рубрикатор (грнти)
- Структура библиотечной системы в России
- Библиотечный консорциум ниэкон
- Научные ресурсы в сети Интернет Поиск научной информации
- Научные ресурсы открытого доступа
- Платные базы данных Базы данных зарубежной периодики
- Отечественные газеты и журналы
- Литература