logo search
История культуры / Античная культура 1

7. Искусство.

а) искусство Трои, Крита и Микен;

Наивысшего расцвета искусство достигло в V в. до н.э., но корни его уходят в далекое прошлое. Уже в период неолита (VII-III тысячелетия до н.э.) земледельцы умели изготовлять глиняные сосуды, окрашенные красной, черной и белой красками. Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н.э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь возник город Троя, укрепленный мощными каменными стенами. Троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы. Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: было найдено несколько кладов с золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы. В XIII в. до н.э. город был захвачен ахейцами – греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. В первой половине II тысячелетия до н.э. на первое место выдвигается культура Крита – острова в южной части Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов и дворца. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков – световых колодцев, прорезавших здание сверху донизу. Помещения группировались вокруг центрального двора, вымощенного каменными плитами. На складах в глиняных бочках – пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат – общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем. В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Любимы были морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают живописностью, естественностью и достоверностью. На фрески похожи росписи глиняных ваз. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями – изображения богини или жриц. Критские города были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и землетрясения. Господство перешло к ахейцам. Ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений поражают мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти. В погребениях ахейских царей – глубоких шахтовых гробницах или каменных склепах – найдены изделия критских ремесленников – бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями микенских мастеров. Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо двора в центре находилось помещение с очагом – мегарон. Но стены украшены росписями, похожими на критские. У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать глиняные.

б) искусство геометрического орнамента;

Ахейцы были сильным, воинственным народом. Но их могуществу положили конец племена дорийских греков. Доряне в культурном отношении стояли ниже ахейцев. Но они умели делать оружие из железа, и это помогло им одолеть ахейцев, располагавших бронзовым оружием. Города сменились бедными селениями. Культура конца II – начала I тысячелетия до н.э. оказалась отброшенной назад по сравнению с культурой II тысячелетия. События микенского времени остались в памяти греков I тысячелетия до н.э. в виде мифов – легенд о богах и героях. Искусство гомеровского периода складывалось постепенно. Древнейшие его памятники – глиняные вазы XI-VIII вв. до н.э., украшенные геометрическими узорами и геометризированными фигурками людей, животных.

в) искусство эпохи архаики;

В VIII-VI вв. до н.э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой. Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н.э.) представлены в движении. Правда, скованность и застылость еще не преодолены полностью. Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья – килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре – вазе для вина – работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера – стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на большой вазе – кратере – представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).

г) искусство классики;

В архитектуре совершенствуется тип храма, устанавливаются окончательно пропорции ордеров. Около 460 г. до н.э. в Олимпии был построен дорический храм в честь Зевса. На главном, восточном фронтоне изображена сцена из мифа, рассказывающая о состязании на колесницах между героями Пелопсом и Эномаем. Многочисленные скульпторы работали в V в. до н.э. Среди них выделяются Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон окончательно преодолел застылость и неподвижность форм. В середине V в. до н.э. он создал статую Дискобола – юноши, бросающего диск. Бронзовая статуя Мирона не сохранилась. Поликлет изображал стоящего человека. Славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца) (ок. 440 до н.э.). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей тела. Центром культурной и художественной жизни V в. до н.э. были Афины. Вождем афинской демократии в середине V в. до н.э. был Перикл. Сохранился скульптурный портрет Перикла работы Кресилая. Греки не стремились воспроизвести в портрете индивидуальные черты. Кресилай создал идеальный образ. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпторы трудились над его возведением. Руководил же Фидий. Украшенный колоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфенос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители Иктин и Калликрат ввели и элементы ионического ордера. Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия. На рельефах фриза он изобразил шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На длинной, около 160 метров, ленте фриза расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повторяет другую. Фронтонные скульптуры Парфенона дошли до нас в обломках. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отдыхающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона. Великолепно переданы свободные и естественные позы, тонкие одежды богини. Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 – 432 до н.э.). Она не сохранилась. Не сохранилась и самая прославленная работа Фидия – 14-метровая статуя Зевса, сделанная также из золота и слоновой кости для храма в Олимпии. Кроме Парфенона на Акрополе были возведены и другие храмы. Храм Нике Аптерос (Афины-Победительницы) построен в 449 – ок. 420 гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере близ входа на Акрополь. В ионическом ордере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. К высшим достижениям архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями – сиденьями для зрителей – отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим в IV в. до н.э. В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в. до н.э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске. По-новому стали изображать богов. В статуях скульптора IV в. до н.э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после пути. На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Скульптор второй половины IV в. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после состязаний.

д) искусство эпохи эллинизма.

Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: царей, воинов, философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа ( II в. до н.э.). Эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом. Сюжет фриза – битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи. Боги атакуют и повергают гигантов – чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. Существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов. Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э. Некоторые произведения выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов змей. Этому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н.э. Искусство эпохи эллинизма завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.