3. Афины.
а) возникновение государства;
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце 2 тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело своё народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. VIII в. до н.э. – объединение племён в афинский полис. Возникали конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией. Возникла необходимость во власти, способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой – силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением неравенства между свободными, их разделением на эвпатридов – благородных, геоморов – земледельцев и демиургов – ремесленников. К эвпатридам перешло право на занятие общественных должностей. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, отстранялись от управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании. Эвпатриды ограничивают власть базилевса. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. В VIII в. до н.э. возник ареопаг, заменив совет старейшин.
б) реформы Солона и Клисфена;
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, часть эвпатридов беднеет, а геоморов – превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продаётся в рабство за границу. Растет роль богатой торгово-ремесленной верхушки, по-прежнему отстраненной от власти. Растёт и число бедняков-фетов (батраков). Всё неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает комплекс противоречий – между богатыми и обедневшими эвпатридами, всё ещё удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как пртоиворечия между аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и сплачения всех свободных в единый господствующий класс требовались преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди населения. Целью реформ было примирение интересов группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер. Прежде всего Солон провел сисахфию – долговую реформу. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство отменялось. Сисахвия посягала на интересы знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты – не произвёл переделы земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажк земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты. С именем Солона связанна также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граздан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные права: общественные должности могли занимать только граждане первых трёх разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа – гелиэи, в которую мог быть избран любой гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учреждён новый орган управления – Совет четырёхсот, избиравшийся из граждан первых трёх разрядов по 100 человек от каждого племени. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей, которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но под контролем тирана. Тираном считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений давал средства существования бедноте. Однако эти мероприятия требовали всё возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами в 509 году до н.э. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала 3 территории (триттии) – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились на демы. Такая структура подрывала позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои. Клисфен упразднил Совет четырёхсот и учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов, которая комплектовалась по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили архонтов и стали высшими должностными лицами. В практику народных собраний была введена процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе ( глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики на 10 лет.
в) демократия в Vв до н.э.;
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания, сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности. Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым сохранились судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шёл архонт-полемарх, занимавшийся делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в судах. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.
г) основные черты афинского права;
Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Активная законодательная деятельность в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы – постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.
Право собственности и обязательства. Различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать” от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Частная земельная собственность считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный корабль. Право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда (“вольные” и “невольные” обязательства). Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение имел залог земли – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причинённый сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц – детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию. При причинении вреда личности возникала ответственность за преступление.
Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
Преступления и наказания. Право различало преступления против государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог). Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.
д) воспитание и образование.
Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы (“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали буквы по названиям (альфа, бета, гамма и т.д.), складывали их в слоги, слоги – в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счётной доски (напоминающей счёты). В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях. Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.
- «Античная культура»
- 2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.
- 3. Афины.
- 4. Спарта.
- 5. Миф и религия в культурной жизни греков.
- 6. Литература.
- 7. Искусство.
- II. Древний Рим.
- 1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).
- 2. Возникновение и распространение христианства.
- 3. Поэзия.
- 4. Театр.
- 5. Искусство Древнего Рима.
- III. Общецивилизационное значение культуры.