logo search
ekzamen_nkht

13. Любительство и самодеятельность. Их взаимодействия. Общая характеристика.

Любительство – явление народного художественного творчества, которое появилось в 19 веке в результате глубоких социально – экономических и духовных преобразований в России. Эти изменения были связаны, с одной стороны, с отменой крепостного права; с другой, с распространением и развитием с конца 17 века западноевропейской профессиональной худ. культуры, достигшей высокого уровня во всех своих жанрах к нач. 19 в. К этому времени достигла своего расцвета профессиональная худ. культура (муз. театры оперы и балета; первые проф. хоры – Московский Синодальный и Петербургский Придворный хор.) Это подготовило условия для того, чтобы, начиная с 19-го столетия, любительство распространилось в бо-лее низших слоях общества, среди мещан и купечества, ремесленников, солдат и матросов, учащихся и студ. молодёжи. А после падения кре-постного рабства оно пришло и в крестьянскую деревню. Любительство как явление нар. худ. творчества отличается от фольклора и городского «примитива». Фольклор это продукты крестьянского творчества, непосредственно связанного с жизнью и бытом, органично вплетённого в традиции, обычаи и обряды. Городской «примитив» соединяет в себе язык, стиль, формы как фольклора, так и высокого, учёного искусства. Любительство же полностью ориентировано на освоение высот профессионального искусства, его репертуара, языка и форм. Отличие и в том, что оно имеет кружковую форму организации, где есть руководитель, а также ориентировано на сценическое исполнительство, показ своих достижений публике. Наибольшее распространение получили любительские театры, мень-шее – муз.-инструментальное и вокально – хоровое, ибо для этого требовалось освоение не только муз. языка, но и техники игры и академического стиля пения. Поэтому дореволюционное любительство ограничилось театром, музыкой и изобразительным искусством. Любительский народный театр – театр, созданный самим народом, в котором актёрами и зрителями были представители народа. Появляется кружок. В высших слоях общества это форма проведения досуга, а в низших слоях это самопознание, познание духовной , художественно эстетической культуры. В этом направлении было немало трудностей, в том числе и материальные – отсутствие реквизита, костюмов и т.д. Развитие профессионального хорового исполнительства послужило основой для широкого развития в 17-18 веках хоров, содержащихся любителями хорового пения, меценатами из дворян, бояр, князей. Большой популярностью пользовались хор Дубенского, капелла графа Шереметева и хор князя Ю.Н. Голицына. Всё это привело к тому, что в благоприятных условиях отмены крепостного права, большей свободы личности вокально-хоровое любительство появилось и в народе. В 19 в. значительно возросло количество частных хоров, которые содержались в большинстве своём представителями средних сословий города, прежде всего богатым купечеством. Они не отличались высоким качеством исполнения и художественным вкусом, но сыграли немалую роль в художественном просвещении, так как были более доступны для широкой массы народа. 3 направления развития народного искусства: 1. Освоение профессиональной музыальной культуры, ее языка, стилевых особенностей, репертуара. 2. развития хорового любительства было связано с распространением и популяризацией лучших образцов фольклорной песни. /Пятницкий М.Е., Ярков П.Г./ Концерты любителей-крестьян способствовали привлечению внимания широкой общественности к фольклору. 3. связано с революционным подъёмом, который способствовал развитию массового пения революционных песен и гимнов. Особенность развития любительского исполнительства на народных инструментах состояла в том, что этот жанр был связан не только с освоением классического репертуара, но и с пропагандой подлинно народной культуры среди широких слоёв общественности. В 19 веке связи с утверждением гомофонно-гармонического склада исчезли из быта гусли, гудок, волынка и ряд других древнерусских инструментов. Не сохранились даже нотные записи, а память о них сохранили народные песни, былины. Они жили в быту и развивались до тех пор, пока распевали исторические песни, пока не появились частые песни и быстрые танцы и приспособленные для их исполнения новые музыкальные инструменты.

Это рожечный ансамбль под руководством Н.В. Кондратьева, ансамблевая игра на жалейках, ансамбли гусляров. Огромное распространение в этот период получила балалайка, чуть позже гармоника. Новый тип художественного искусства – любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стремление народных масс освоить формы, методы и стиль академического искусства, его репертуар. Было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического наследия и лучших образцов фольклора. Понятие «художественная самодеятельность» появилось в 30-е годы для определения и характеристики активного участия масс в деятель-ности по освоению художественных ценностей и их созданию. Выражает социальную активность и социальную деятельность во всех сферах общественной жизни. Художественная самодеятельность расширила рамки народного творчества и стала определяющим принципом культурной практики масс. Но это означало утерю ею любительских основ, личностно – индивидуальной мотивации занятий творчеством. «Любительство» воспринималось как нечто несерьёзное, малоценное, как «любительщина». Понадобился новый термин, который придал бы творчеству новый социальный оттенок. Таковым стал термин «худ. самодеятельность». Художественная самодеятельность расширила рамки народного твор-чества и стала определяющим принципом культурной практики масс. Но это означало утерю ею любительских основ, личностно – индивидуальной мотивации занятий творчеством. «Любительство» воспринималось как нечто несерьёзное, малоценное, как «любительщина». Понадобился новый термин, который придал бы творчеству новый социальный оттенок. Таковым стал термин «худ. самодеятельность». В худ. сам-ти индивидуальность в массе своей подчинена коллективному началу. Недостаточный учёт индивидуальных интересов участников, игнорирование любительского начала в творчестве приводили к появлению отрицательного отношения к самой худ. сам-ти, занятия в которой не давали многим участникам удовлетворения. В первые 2-3 года худ.сам. во многом продолжала традиции дорево-люционного любительства. Она использовала формы кружковой и сту-дийной работы, в основе которых было обучение языку искусства, ориентировалась на освоение классического репертуара и образцы профессионального искусства. Появились и первые симптомы противопоставления худ.сам. профессиональному искусству, отказа от традиций как элитарной культуры, так и народной. Жанры: театральные - Пьесы – «агитки» отличались плакатностью, откровенной наглядностью и прямотой политической агитации. Они были невысокого худ. уровня и довольно низкого по качеству исполнительского мастерства, так как актёры выходили на сцену после 2-3 репетиций. Другой формой был театр массового действия без сценических подмостков, театр под от-крытым небом. Он представлял собой инсценировку историко-революционных событий вчерашнего или сегодняшнего дня. Литературная самодеятельность представляла собой проработку различных материалов: текстов, лозунгов, плакатов, написание частушек, агиток, создание стенной газеты. Музыкальная самодеятельность развивалась в трёх направлениях: хоровая, оркестровая и кружки общего музыкального образования. Кроме отдельных коллективов организовывались хоровые и оркестровые массивы их нескольких хоров и оркестров, число участников которых доходило порой до десятка тысяч человек. Развивались и жанры изобразительного искусства, помимо продолжений традиций в жанрах портрета, живописи, натюрморта, значительное место занимала оформительская работа, которая была продиктована необходимостью красочного оформления массовых праздников и театральных инсценировок. Требования социально-исторической и экономической ситуации вы-звали к жизни новые агитационно-пропагандистские формы. Ушло в прошлое большинство кружков и студий, в которых занимались обучением. Главным стали художественно-производственная работа и обучение в процессе производства. В эти же годы появилась форма – «Живая газета». Она зародилась из необходимости громкой читки газет в связи с неграмотностью в целях политической агитации и пропаганды. Музыкальные коллективы играли роль обслуживания в театральных постановках. Они сопровождали массовые праздничные инсценировки на улицах и площадях, демонстрации, митинги, обеспечивая им плакатность и масштабность. В 30-е годы народное творчество развивалось более плодотворно, так как движение худ.сам. находило конкретную поддержку и участие государственных, общественных и творческих организаций. По-новому развивалась театральная сам-ть. Она отошла от изживших себя форм и возвратилась к постановке пьес, уделяла большое внимание репетиционной работе. /Пьесы Горького, Вишневского, заново открывали для себя Шекспира, Шиллера/. В целях развития хоровой самодеятельности был создан Центральный хоровой совет. Появились первые джазовые оркестры и ансамбли, которые принесли с собой новые инструменты и увлекали молодёжь новыми ритмами.

К этому периоду в клубных учреждениях появилось и сам-е хореографическое искусство. С одной стороны, это кружки народного танца, возникшие во всех областях и республиках страны. Своеобразным стимулом для их распространения послужил созданный в 1936 г. ансамбль народного танца под руководством Моисеева, ставший образцом для самодеятельных кружков. Вторым направлением хореографической сам-ти в условиях города стало развитие студий классического танца. Но это были лишь единичные явления, не получившие широкого распространения. Таким образом, 30-е годы оказались переломными в организации всей худ. сам-ти. Ситуация изменилась в лучшую сторону. Внезапное нападение Германии прервало развитие и от профессионального и сам – го искусства требовалось, используя новое содержание и формы, разоблачать фашизм, поддерживать морально-политический дух народа и вселять уверенность в победу. Всё было подчинено нуждам военного времени: призывники и добровольцы уходили на фронт и одновременно с этим распадались коллективы; многие учреждения культуры были разрушены или заняты под госпитали; экономика перестраивалась на военные нужды, лишая культуру и искусство материальной и финансовой поддержки. Вместо распавшихся крупных коллективов создавались небольшие концертные бригады, малые формы. Условия военного времени потребовали и изменения содержания репертуара, что было обусловлено также развитием малых форм. Главной темой стал патриотизм на фронте и в тылу. Большой интерес вызвали произведения малой формы: водевили, сценки, интермедии, стихи, частушки. Использовали мотивы популярных песен, а слова перекладывались на современный лад. Послевоенный период 40-х, 50-х годов – это период восстановления не только народного хозяйства, но и худ. сам-ти. 1/3 клубных учреждений была непригодна для работы. В качестве главной задачи худ. сам-ти выдвигалось разрешение противоречия между искусством и народом, преодоление отрыва искусства от народа и народа от искусства. Подчёркивалась общественная роль искусства, необходимость его связи с политическими задачами, с жизнью народа и хозяйством страны, не признавалась развлекательность и оптимистичность произведений.

Вывод: Любительский характер проявляется и в художественной самодеятельности, и в любом творчестве фольклорного типа (неофольклор, фольклор, аутентичный фольклор). Однако, если в фольклорном творчестве любительское начало лежит на поверхности (без внутренней потребности не поётся, не пляшется), то в художественной самодеятельности это начало более скрыто, сочетается с другими факторами и мотивами. За участие в творчестве люди расплачиваются свободным временем, неудобствами в организации личной жизни, материальными издержками. Их целевые установки могут быть весьма разными: и желание научиться исполнительским навыкам, и подготовиться для поступления в учебное заведение, и с пользой провести свободное время. Но в основе всех без исключения целей лежит личная потребность в творчестве. Т.О. любительское связывается со стихийностью творчества, его нерегламентированностью, естественностью бытового или праздничного явления. самодеятельное указывает на роль государственных структур в организации творчества, его плановость.