logo
ekzamen_nkht

16. Нхт Прикамья

Пермский край - регион уникальный и в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что на протяжение всей истории он складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы. Три культурные традиции определили этнокультурное своеобразие Пермского Прикамья – финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Русское население Прикамья оказали большее влияние на культуру Прикамья. Интерес к пермскому фольклору обусловлен и тем, что Прикамье, по мнению фольклористов, было и остается "богатейшей сокровищницей устного народного творчества...". Среди прозаических жанров пермского фольклора особый интерес представляют сказки. Собирание и изучение пермской сказки имеет более чем двухвековую историю, за этот период вышло несколько сборников, отражающих все жанровое и сюжетное многообразие сказочной прозы русских края, – это "Великорусские сказки Пермской губернии" Д. К. Зеленина, "Меткое слово: Песни. Сказки" В. Н. Серебренникова, "Старикова тайна" И. В. Зырянова, "Пермские сказки" И. А. Подюкова, "Ореховая веточка" и "Русские народные сказки Пермского края" А. В. Черных. Более двадцати текстов пермских сказок вошло и в знаменитое собрание "Народных русских сказок" А. Н. Афанасьева. Исследователи отмечали, что Урал стал тем регионом, где в результате взаимодействия с иноэтническим окружением, суровыми природно-климатическим условиями произошло своеобразное оживление мифологической традиции. Потому одним из развитых представляется в Прикамье жанр мифологических рассказов, чаще всего повествующих о мифологических персонажах, духах природы и построек – лесном, домовом-суседке, баннике, колдунах и ведьмах. Предания и легенды также известны в Прикамье повсеместно. Многочисленные предания посвящены древнему населению – чуди. Другие предания раскрывают особенности формирования русского населения края, основания сел и деревень. Отразились в преданиях и такие исторические события, как распространение в крае христианства, поход Ермака в Сибирь, известны предания о Пугачеве. Особым богатством отличался и малые жанры фольклора – пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, без которых немыслима живая речь. К ним относятся и загадки. Загадка, как правило, обращена к детям и была прежде всего частью народной педагогики, в то же время загадка и загадывание были тесно связаны и с ритуалом. Известны запреты на загадки в летнюю страдную пору, в некоторых традициях существовал и запрет загадывать загадки днем, до захода солнца. Особенно в ходу были загадки в Святки. Разнообразны и поэтические жанры русского прикамского фольклора. До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о бытовании в Прикамье былин. Полных и развернутых записей былин в нашем крае сделано не было. Однако отдельные тексты, отрывки былинных сюжетов, многочисленные косвенные свидетельства позволяют фольклористам утверждать, что былинная традиция в прошлом бытовала в Прикамье. Из эпических песенных жанров в Прикамье известны исторические песни и баллады. Исторические песни большей частью отражают события российской истории XIX–XX вв., среди которых Отечественная война 1812 г., Крымская война, русско-турецкие войны и др., хотя известны и некоторые произведения о событиях более ранней истории, например о взятии Казани, походе Ермака. Одними из наиболее популярных в народной среде были и лирические песни, любовные, семейные, а также солдатские, ямщицкие и разбойничьи. В старообрядческой среде Прикамья получили распространение и активно бытовали духовные стихи, основная тематика которых соотносилась с сюжетами Ветхого и Нового Заветов, апокрифических сказаний и легенд. Поздним жанром традиционного фольклора следует считать частушку. Тексты частушек заметно разнятся по сюжетам, основную их часть составляют имеющие любовное, социально-бытовое, общественно-историческое содержание. Частушки оказались включенными и в контекст ритуала и приурочивались к проводам в солдаты – рекрутские, к пасхальным развлечениям на качелях – качульные и т. д. Известны в Прикамье и тексты детского фольклора – заклички, считалки, дразнилки, приговорки и т. д., а также фольклор пестования, представленный в основном колыбельными, пестушками, прибаутками, потешками. Поэтическое творчество народа проявилось и в фольклорных текстах, включенных в семейные и календарные ритуалы. Однако календарный фольклор, как отмечают исследователи, занимает маргинальное положение в местной жанровой системе. Единичны записи в Прикамье текстов рождественских колядок и виноградий, масленичных песен. Одной из характерных особенностей обрядового календарного фольклора является приуроченность и закрепленность за празднично-обрядовым циклом текстов более позднего происхождения, лирических песен, романсов. В качестве масленичной песни в с. Бияваш Октябрьского района, например, исполняли романс "Невинная жертва", а в д. Суюрка Куединского района масленичными считали "Последний нонешний денечек", "Мать-погодушка", "День-денечек". В то же время значительная часть фольклорных текстов, не являвшихся собственно обрядовыми, закреплялась за тем или иным сезоном или праздничным циклом. В Юрлинском районе, например, часть лирики именовалась как "постные" песни, исполнение которых приурочивалось ко времени православных постов. Хороводные песни – круговые, луговые, кружальные, весенние – исполнялись обычно в период с Вознесения до Троицкого заговенья, а в Северном Прикамье – и в Петров день. Исполнение игровых и хороводных зимних песен (их называли зимние, рождественские) связывалось со святочным периодом Среди поэтических жанров семейных обрядов известно исполнение рекрутских песен и причитаний. Наиболее развернутый и разнообразный репертуар представлен в свадебном обряде. Это свадебные причитания, песни, сопровождающие и комментирующие обрядовые ситуации (например, "Не было ветру, вдруг навеяло, не было гостей, вдруг наехали..."), величальные и корильные. Исполнение причитаний характерно и для прикамского похоронно-поминального ритуала. Получил развитие в крае и народный театр. Наиболее интересные сюжетные сцены, разыгрываемые ряжеными, а также народная драма "Шайка разбойников", приурочивались ко времени проведения святочных молодежных игрищ и известны по записям из северных – Чердынского, Красно-вишерского и Соликамского – районов. Инструментальное исполнительство в Пермском крае в начале XX в. почти повсеместно было представлено наигрышами на гармони. В Прикамье были известны разные виды гармоней, преимущественно тальянки, минорки, хромки. Распространение гармоней по-разному происходило в разных районах Прикамья: ранее всего она стала популярна в районах, близких к заводским и городским центрам. Появление гармоний сказалось на изменении песенного репертуара этих территорий, значительное место стали занимать тексты частушек, объединенных в циклы и исполнявшихся на разные гармонные наигрыши, часто приобретая центральную роль среди местных песенных жанров. В Суксунском районе, например, каждая деревня имела свой наигрыш для исполнения "улошных" частушек. В то же время в других районах Прикамья, как, например, в Юрлинском, Куединском, Чайковском, гармонь не только появилась позднее, но и оказала меньшее влияние на местный песенный репертуар. Наигрыши "Русского", "Камаринской", "Сербирьянки", "Светит месяц", как правило, исполнялись под кадрили, ланцеи и другие танцы, проникавшие в этот же период в деревню. Преимущественно женским инструментом, особенно в тех районах, где было развито исполнительство на гармони, считалась балалайка. При этом репертуар наигрышей на балалайке во многом повторял репертуар наигрышей на гармони. Известны в Прикамье и некоторые более архаичные музыкальные инструменты, как, например, народная скрипка – гудок, традиция игры на которой в 1970-х гг. была отмечена музыковедами в Сивинском районе Пермского края. В некоторых районах был известен бубен, в Октябрьском районе, например, он считался "рекрутским" инструментом и был связан с гуляньями рекрутов. В северных районах Прикамья были известны пастушьи рожки и трубы и зафиксировано музыкальное исполнительство на этих инструментах. Народные промыслы и ремесла Прикамья. Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь – почти всё в прошлом мастерилось самими крестьянами. Домашние ремёсла представлены в основном такими как обработка дерева, глины, металла, кожи, растительных волокон, ткачество, вязание, плетение. Многие образцы перм. нар. промыслов и ремесел хранятся сегодня только в музеях, как, например, знаменитая роспись по дереву, широко бытовавшая в Прикамье во 2-й половине 19 – нач. 20 в. Не только прялки, лагуны для кваса и пива, коромысла и туеса расписывали пермские и приезжие (вятские, костромские и поволжские) мастера, но и интерьеры жилищ. Еще и сегодня в перм. деревнях есть мастера, владеющие секретами бондарного ремесла, плетения из ивового прута, традиционного ткачества. Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге традиций разных народов. Узорное вязание и ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек и многоцветным ткачеством полотенец и паласов перм. татар и башкир. Браное узорное ткачество сохраняется в коми-пермяцких деревнях, у татар Сылвенско-Иренского поречья. Вышивание тюбетеек до настоящего времени продолжает развиваться в татарских и башкирских деревнях Бардымского р-на. Некоторые промыслы и ремесла, зародившиеся в Прикамье в прошлом, и сегодня являются гордостью края. Так, бурачный промысел, имеющий древние корни, сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных перм. туесов – тиснёный орнамент. В прошлом своими туесами-бураками славились Верхне-Чусовские городки. В наши дни в Прикамье (в Перми, Суксуне, Кунгуре, Верхне-Чусовских городках) также работают мастера бурачного дела. Традицию классических тиснёных перм. туесов сохраняет артель «Пермская береста» (г. Пермь). Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский р-ны). Наибольшую известность далеко за пределами Перм. края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне – Ординский р-н) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время нар. промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и др. мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок.

Запасы красной глины стали сырьевой основой развития в Сылвенско-Иренском поречье гончарного промысла. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки – вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий. Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО «Кунгурские народные промыслы» (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляют керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, мотивы пермского звериного стиля. Небольшой заводской пос. Суксун своими мастерами и медными изделиями также известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала 20 в. производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве. Мастера меднолитейного дела Суксуна и Кунгура в 19 в. освоили и производство поддужных колокольчиков (может быть, потому, что эти поселения располагались на Сибирском тракте). Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитии того или иного промысла. Однако одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к нар. традициям, к нар. наследию. И, как следствие этого, создается множество новых центров нар. промыслов и ремесел. В Верхне-Чусовских городках открывается центр нар. промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Возникает спрос на кузнечные изделия, появляются в г. Перми и мастера-кузнецы, готовые изготовить ажурные кованые решетки и подсвечники

17. Детское худ. тво-во. В современных формах. Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре. Игра – элемент психически необходимый для детей. Детский фольклор многофункционален. В нём сочетаются разные функции: утилитарно – практическая, познавательная, воспитательная, эстетическая. 1. Поэзия пестования. Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые мамы прибаутке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне – режим сна, пестушке – физзарядку по рекомендации врачей. Колыбельные песни.иНа современном этапе колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно-музыкальными произведениями. Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью. Но с помощью колыбельной происходит тесная связь ребёнка с матерью, ребёнком усваивается первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Поэтому хотя и изменился быт, язык народа, колыбельные песни продолжают удерживать позиции и оказывать своё воспитующее влияние. Значение жанра пестушки значительно в воспитании ребёнка, и поэтому ещё сохраняются традиционные формы пестушек. Потешки бытуют и в наши дни в многочисленных вариантах: «Ладушки - ладушки», «Сорока – ворона», «Идёт коза рогатая». Наблюдается и нежелательные явления в отношении к потешке со стороны некоторых «окультурившихся» родителей. Покупая ребёнку дорогие подарки, игрушки, они не желают или стесняются играть в «ладушки» или «сороку». Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей. Прибаутки в занимательной форме дают урок нравственности детям; обогащают познания о мире, развивают память за счёт повторов. Но в наше время репертуар не обогащается и не изменяется. Докучные сказки используются вместо сказки. Бытуют и в наши дни. Используются для развития выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора у детей. 2. Бытовой фольклор. Детские народные песни. Новый ритм жизни детей решающим образом влияет на песенный репертуар. Детские песни претерпевают кардинальные изменения, но всё-таки ещё бытуют в репертуаре детей. Длинные песни и песни с припевами почти полностью исчезли. Почти всё, что отражало старый крестьянский быт, выпало из обращения. На их место пришли песни с образами, близкими и понятными детям. Большое распространение получили песенки, созданные под воздействием сказок. Заклички и приговорки. Бытование и сохранность текстов зависят от местных традиций. В одних районах они почти не применяются, в других сохраняются отрывки, в третьих – бытуют в своей древней форме. Широко бытуют заклички – пародии: «Самолёт, самолёт, посади меня в полёт, а в полёте пусто, выросла капуста». В процессе роста дети неизбежно вступают в контакт с фауной. Их интерес привлекают певчие птицы, ярко окрашенные насекомые, дети ищут средства общения с ними. Детская обрядовая поэзия. Со временем изменились формы и методы воспитания. Религиозные обряды, праздничные календарные песни не имеют уже большого значения, а скорее – образное значение. Прозвища и дразнилки. Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Но они пошли дальше, и создали рифмованные прозвища, которые в свою очередь дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ, но прозвище прикрепляется к какому – либо лицу в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю. Всеобщая грамотность, знакомство с профессиональным искусством, более высокая речевая культура в 5 раз сократило количество дразнилок о внешности, вдвое больше стало дразнилок, характеризующих нравственный облик. Из дразнилок исчезли тексты об офицерах, попах, святых, нищете, то есть всё то, что незнакомо современным детям. Детские сказки. Люди повседневно и повсеместно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень многих. Страшилки. Страшилки по сей день имеют значение. Но включились элементы современной атрибутики: телефон, рояль, механическая кукла и д.р.

Фантастика для ребёнка – средство познания окружающего мира с единством и борьбой противоположностей. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха, помогают анализировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой ситуации ясность ума, самообладание, способность действовать. 3. Потешный фольклор. Назначение этих жанров – позабавить себя и сверстников. Словесные игры. О ценностях игр свидетельствует тот факт, что почти все известные в 19 в. игры сохраняются и в наши дни. Бытуют: «Испорченный телефон», «Барыня», «Красочки», «Садовник». Выросло общее образование детей. Это сказалось и на игровом репертуаре. Получила распространение географическая словесная игра «В города». Молчанки и голосянки. Молчанки по – прежнему пользуются в детской среде большой популярностью. Тексты в основном бытуют традиционные. Голосянки наоборот, преследуют цель – вытянуть гласный звук. Достоинством этой игры является развитие голосовых данных. В последнее время не отмечали голосянки в живой традиции. Видимо она исчезла, забылась. Поддёвки. Весёлые шутки – забавы «за счёт товарища»: как расшифровать слово Дуня? Дураков у нас нет. – А –я? Существуют поддёвки над именем (Тётя люба всех полюбит, перелюбит, вылюбит.) Так же распространены поддёвки – загадки (А и Б сидели на трубе). Сечки. В наши дни сечки не имеют широкого распространения. Они стали преимущественно школьной забавой. Секущий инструмент заменён карандашом, дерево – бумагой. Вместо «Секу, секу…» появилось новое: «Я пишу, пишу, пишу, шестнадцать палок напишу, если вы не верите, возьмите и проверьте». Большинство детей вообще не знают этой забавы. Скороговорки. В наши дни особой популярностью пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, школах, в работе логопедов. Небылицы – перевёртышы. На современном этапе эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей (Режиком заножу, будешь дрыгами ногать, из крови пузо вытекать). Загадки. Новые жизненные условия решающим образом сказались на репертуаре загадок. Современным детям многое из старого быта крестьян непонятно. Загадки, отразившие этот быт, исчезают. Теперь традиционными стали загадки об узнаваемых вещах, образах, о животных, овощах, грибах, часах, чайниках, книгах, транспорте, бытовых приборах и других новинках нашей жизни. Если раньше загадка бытовала среди детей старшего возраста и взрослых, то нынче загадка стала достоянием школьников (5-7 лет). Видимо это говорит о более интенсивном, скором развитии современных ребят. 4. Игровой фольклор. Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. Большинство игр несёт образы, близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. В таком игровом жанре текст не играет главную роль, не имеет стиховой организации. В них отражены явления повседневной жизни, показаны нравственные установки в семье и т.п. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. В настоящее время они не могут характеризовать детский песенный репертуар, потому что не имеют повсеместного распространения. Эти игры постепенно теряют свою привлекательность, забываются, несмотря на то, что они усиленно внедряются в детское сознание в детских садах, в начальной школе. Их охотно распевают дети под руководством педагогов, но не выносят за стены детского учреждения. Радио, кино, телевидение своей наибольшей содержательностью и литературно – музыкальной обработкой, приводят к неизбежной гибели детских игр с игровыми припевами. Формальные ролевые игры с игровыми приговорками. На современном этапе эти игры хотя и не забываются, но используются гораздо реже. Игры – импровизации. Эти игры популярны по сей день, остаются в активном состоянии. Жеребъёвые сговорки. В последние десятилетия происходит постепенная замена традиционных детских игр современными играми спортивного направления, компьютерными играми. Поэтому сговорки теряют своё былое значение. Считалки. В наши дни считалки остаются весьма популярным жанром фольклора. Творчество в считалках отражает технический и научный прогресс. Это обуславливает новое содержание, выдержанное в традиционной форме. Новые условия жизни детей сказались на их игровом репертуаре. Формальные ролевые игры уже не имеют былого значения, но богаче и содержательнее стали игры – импровизации; жеребъёвые сговорки теряют свою поэтическую форму, считалки обогащаются новым содержанием, совершенствуется их поэтика. Традиционный игровой фольклор становится достоянием младших детей (4-12 лет) и служит по-прежнему эффективным средством нравственного и эстетического воспитания. Вывод. Большое место в современном детском фольклоре занимают произведения, отражающие школьную жизнь. Эта область очень разнообразна, оказывает повседневное этическое и эстетическое влияние на детей. Жанрами детского самодеятельного творчества можно считать школьную частушку, песню, школьную поэзию, анекдот. В каждой школе, лагере, турпоходе создаётся большое количество подобных произведений, они помогают формировать у ребят чувство слова, красоты, юмора. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.