logo search
Искусство Запада 1XX-ХХв

Тема 6. Реалистическое искусство

В XIX веке социальный реализм представлен литературой О.Бальзака, Г.Флобера, А.Франса, У.Теккерея, Д.Лондона, Т.Драйзера и пр. Реалистическими течениями являются также натурализм Э.Золя и импрессионизм братьев Гонкуров. В это же время складывается критический реализм в России, в котором содержится протест против общественных устоев и пропаганда социальных реформ. Родоначальниками его являются А.Пушкин, А.Грибоедов, И.Крылов, а продолжателями М.Лермонтов, Н.Гоголь, И.Тургенев, А.Чехов, высшим достижением выступает творчество Л.Толстого и Ф.Достоевского. В живописи России выделяется группа передвижников, которые считали, что искусство должно выражать человеческие ценности и способствовать социальным реформам – это И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов. Несмотря на религиозный сюжет к реализму относится и картины А.Иванова.

Продолжением традиции становится социалистический реализм 1932-1985 годов, оформившийся в социалистическом обществе Советского Союза. Его принципы коммунистической идейности, народности, жизненной правды были сформулированы в качестве идеологического основания деятельности союзов художников, писателей, композиторов. Задачей стало отражение процессов переустройства мира в перспективе коммунистического строительства. Художники руководствовались формулой Ф.Энгельса о том, что «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». К социалистическому реализму относят М.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова, А.Фадеева, Н.Островского, В.Катаева и др. Непреходящей исторической ценностью, выразившей дух эпохи, стала живопись А.Дейнеки, А.Пластова, С.Герасимова, Иогансона, П.Корина и др.

В итальянской литературе и кино в 1930-50-е годы возникает неореализм, который стремится к документальному повествованию, фиксирующему социальную реальность. Его отличает антибуржуазная и антифашистская направленность. В литературе это творчество А.Моравиа, Ч.Павезе, в кино – Л.Висконти, В.де Сика, Р.Росселини, М.Антониони, Ф.Феллини, в живописи – Р. Гуттузо. В ХХ веке складывается магический реализм, который помимо привычной действительности включал в литературу вторую реальность, загадочную и необъяснимую, дополнив жизнеподобие мифо-магическим, фольклорным способом мировидения. В1960-70-е годы наибольшую известность получает латиноамериканский вариант в лице Х.Борхеса, М.Астуриаса, А.Карпентера, Г.Маркеса, использовавший некоторые модернистские способы преображения действительности. Самобытной стала мексиканская школа монументальной живописи 1920-50-е годы в лице А.Сикейроса, Х.Ороско, Д.Ривера, отстаивающая революционные идеалы, борьбу за гуманизм и глубокое сострадание к людям.

На Западе следует отметить реализм Э.Хоппера и фантастический реализм Р.Хауснера, Э.Бауэра, Ф.Яншка, В.Хутгера, А.Лемдена. В конце века выделяется новая фигуративность в Англии и США.