logo
Искусство Запада 1XX-ХХв

Тема 15. Искусство как социальный институт

С середины ХХ века в обществе превалирует эстетическое потребления. Творчество и восприятие становится цитированием, конструированием, присвоением, репродуцированием, потребление ценностей прошлого художником и зрителем (Д.Дьюи). В центре художественной культуры не художник и зритель, а куратор и потребитель. Художник выступает как менеджер, медиатор, куратор, являющийся носителем артистического взгляда, создающим модели арт-потребления. На место традиционного понимания искусства как автономной эстетической реальности, противопоставленной рутине повседневности, приходит арт-практика, использующая объекты самой действительности. Происходит поворот субъективизма к объективизму. Искусство превращается в объект, артефакт, документ утонченной формы жизни. Отрицается иллюзорный статус искусства, зато утверждается эстетика жизнестроения с внутренней иронией. Движение к объективности идет за счет несерьезного использования общекультурных цитат и стереотипов. Применяется реди-мейд, коллажи, конструкции, словом, готово сделанные предметы. Авангард опирается на акции дада, особенно «произведения» М.Дюшана. Если прежде суть искусства усматривалась в художественном образе, условности и стиле, то теперь объект или вещь рассматривается как элемент культуры и смысл объекта определяется контекстом. Складывается институционная теория искусства, согласно которой «все может быть искусством и каждый может создавать искусство» (Д.Дикки). Художник предъявляет объект публике для восприятия в качестве кандидата на роль произведения, а публика в определенных культурных условиях может принять или не признать статус произведения. Стать искусством – не более чем возможность в определенных культурных условиях. Например, инсталляция есть предъявление, представление некой конструкции общественному институту, являющемуся художественной культурой. Произведение арт-практики в ситуации постмодерна обладает качествами нерепрезентативности, энтропии смысла, вымышленного дискурса, радикальной иронии, деканонизации (Ф.Лиотар).