logo search
текст

2.1. Происхождение поп-арта

Этот стиль возник в США и Великобритании как реакция на абстрактную живопись, которую сторонники поп-арта считали слишком сложной и элитарной. Они отдавали предпочтение объектам из повседневной жизни, пример тому – этикетка на консервной банке супов «Кэмпбелл», выполненная Энди Уорхолом, и комиксы Роя Лихтенштейна, где лица персонажей напоминают героев мультфильмов, нарисованные яркими, флуоресцирующими цветами. Для поп-арта было типично использование сериграфии (станковый способ трафаретной печати) – техники массовой печати, к которой часто прибегал Уорхол. Под влиянием консюмеризма и популярной культуры, сторонники этого стиля открыто оспаривали принципы «хорошего дизайна», отрицая модерн и его ценности и заменяя их своими – разнообразием, весельем, бунтарством, создавая недолговечные, одноразовые вещи. Разрушая границы между элитарным и популярным искусством, поп-арт быстро захватил сферу масс-медиа и рекламы, примером тому может служить обложка диска группы «Битлз» 1967 г. « Сержант Пеппер», выполненная Питером Блейком и Джэнн Хоуортс. Вдохновленные «низким искусством» - рекламой, упаковкой, комиксами, телевидением – художники, в частности Энди Уорхол и Дэвид Хокни, перенесли ценности масс - культуры в дизайн интерьеров, обоев, настенную и плакатную живопись, открывая для себя новый мир, полный веселья и свободы.

Основанная в 1952 г. В Лондоне компания «Independent Group» первой оценила возможности растущего американского консюмеризма. Дизайнеры поняли, что для нового поколения белых воротничков нужен свежий, альтернативный подход, отличающийся от набившего оскомину «хорошего дизайна» 1950-х; такой альтернативой оказался поп-арт. Как писал Теренс Конран, «в середине 1960-х наступил любопытный момент, когда люди перестали нуждаться и начали желать… Дизайнеры занялись производством вещей, которые потребитель желал, а не тех, в которых он нуждался». На первый план вышел стиль, впервые недолговечные, одноразовые вещи стали приниматься за норму. Излюбленным материалом дизайнеров стал пластик, изделия из которого – ярких цветов и броских форм – пришлись по вкусу молодежи. В результате выпускалось все больше дешевых товаров низкого качества, основной упор делался на массовое потребление, а не на производство дорогих и долговечных вещей – в противовес стилю модерн.

Среди популярных образцов дизайна в стиле поп-арт – пятнистый детский стульчик от Питера Мерлока (1967), а подлинным символом культуры потребления 1967-х может считаться одноразовая бумажная одежда. Черпая вдохновение в самых разных течениях, от ар нуво и ар деко до футуризма, сюрреализма, поп-арта, китча, психоделического и космического стилей, сторонники поп-арта оказали огромное влияние на мир искусства и дизайна. Однако сам поп-арт просуществовал недолго: в связи с нефтяным кризисом начала 1970-х гг. возникла необходимость в более рациональном подходе к дизайну, и поп-арт уступил место возрождению ремесел.