logo
текст

1.5. Постмодернизм в архитектуре

Постмодернисты выступали за слияние изящных искусств и массовой культуры, элитарного и популярного искусства. Вернулось в моду декорирование поверхностей; разные стили и направления активно смешивались между собой. К середине 1970-х Майкл Грейвз и другие американские архитекторы стали включать декоративные, а зачастую и иронические элементы в свои проекты. Мотивы для них они черпали в декоративных стилях прошлого, в частности в ар деко, конструктивизме и de Stijl. Использование цвета, декоративных элементов, текстур, заимствования из других стилей и эксцентрические элементы, свойственные работам Этторе Соттсасса, группам «Мемфис», и «Studio Alchimia», быстро стали характерными и для движения постмодернизма в целом. В дизайне доминировали яркие, броские изделия; ограниченными партиями выпускались керамика, текстиль, ювелирные изделия, изделия из серебра, мебель и лампы под такими торговыми марками, как «Alessi», «Artemide», «Cassina» и «Formica». Группа «Мемфис», стиль которой часто называли «фруктовым салатом», производила предметы мебели и небольшие дизайнерские объекты с ярко выраженными приметами постмодернизма. Постмодернисты любили юмор и веселье, орнаментацию и яркие цвета, стремились играть по собственным правилам - в отличие от сторонников стиля модерн.

В архитектуре примером эстетики постмодернизма может считаться нью-йоркское здание компании «AT&T», построенное Филипом Джонсоном (1978 – 1983); оно шокировало архитектурный истеблишмент и своей декоративностью, и использованием мотивов из «низшего» в дизайнерской иерархии мебельного производства. Основание этого, в остальном непримечательного, небоскреба в интернациональном стиле выполнено в стиле барокко, а еще точнее – в стиле чиппендейл. Подобное использование визуальных элементов вне их привычного контекста – одна из тактик деконструктивизма, направления, возникшего в литературе, а затем, в 1970-1980-х гг., перекочевавшего в изобразительное искусство.