Поль гоген (1848—1903) – 55 лет.
Французский живописец, график, скульптор. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы.
До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода.
В юности служил моряком, работал биржевым маклером.
2 Фильма – Поль Гоген
В 1873 г. Гоген женится на молодой гувернантке из Дании Мете Софии Гад, которая в последующие десять лет родила ему пятерых детей. В 35 лет оставил работу и целиком посвятил себя живописи, что приводит художника к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. Жена забрала детей и уехала домой, в Копенгаген. Было время, когда он ходил по Парижу в деревянных башмаках, без гроша в кармане, не зная, чем накормить не пожелавшего с ним расстаться сына.
Картина «Видение после проповеди» (181) построена на контрасте двух сцен: реальной, где на первом плане бретонские женщины слушают воскресную проповедь, и воображаемой – битвы Иакова с ангелами. Два композиционных плана четко отделены друг от друга резкой темной полосой, являющейся границей этих двух миров. Мастер пытался уравновесить их за счет цвета и ритма, но к целостности произведения это не привело. Однако резкие контрасты цветовых пятен позволили Гогену создать яркое декоративное панно. «Желтый Христос» (182).
В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886, они мечтали создать братство художников. Во время этой поездки Гоген создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но встреча закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо. Они жили в одном доме, вместе рисовали, ходили к одним и тем же шлюхам - Поль отличался бычьим здоровьем, и ему все было нипочем, а щуплый болезненный Ван Гог не выдержал такой жизни. Странности начались, когда Гоген сообщил, что собирается уехать на Таити - Винсент любил друга и боялся остаться один, нервный срыв вызвал помрачение рассудка. Отношения их окончились разрывом.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления – синтетизма. Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison — перегородка). Дальнейшее развитие эта система получила в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру.
Около 10 лет прожил на Таити и Маркизских островах. Изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, Гоген создавал в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в гармонии с природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин, то среди тропической зелени. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно - «Пейзаж с павлинами» (183), «Женщины Таити» («На пляже») (184), «А, ты ревнуешь?» (185)- Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира. На полотне изображены две обнаженные девушки, уютно расположившиеся на берегу фантастически прекрасного водоема. Их насыщенно-золотистого цвета тела застыли в ленивой истоме на розовом песке. Ничто не выдает того, что совсем недавно между ними возникла ссора. Гоген изображает идеальный мир. Пейзаж наполнен загадочными, ускользающими формами, в которых можно узнать экзотические цветы или неведомых бабочек. Некоторая абстрактность фона, окружающего таитянок, придает всей композиции монументальное звучание. В статуарном величии их фигур и ритме жестов Гоген передал древние интонации, а в задумчиво-непроницаемых глазах девушек – «замутненную поверхность неразрешимой загадки». Для построения картины Гоген использовал прием, с которым работал еще в Понт-Авене, – разделение плоскости на две части. Фигуры героинь, отделенные от водоема береговой линией, оказываются изолированными в условном пространстве розового пляжа. Молчаливое спокойствие, исходящее от полотна, символизирует саму суть неторопливой, размеренной жизни, царящей на острове., «Женщина, держащая плод» (186), «Около моря» (187).
Художник и здесь живет в нищете и, чтобы хоть как-то наладить свой быт, обзаводится женой, тринадцатилетней таитянкой Техурой. В счастливый медовый месяц Гоген пишет свою знаменитую картину «Дух умершего бодрствует» (188). Тогда же был создан «Таинственный источник» — цикл картин по мотивам древнетаитянской религии и мифов.
Осенью 1893 г. Гоген вернулся в Париж и сразу приступил к организации выставки, однако здесь его ожидал полный провал: экспозиция вызвала всеобщее недоумение и презрение. От неминуемой нищеты и унижений Гогена спасло наследство умершего дяди. Художник вернулся к светской жизни и приступил к написанию книги о «неиспорченных детях природы» («Ноа-Ноа» — «Благоухающий остров»). В этот краткий период пребывания во Франции Гоген пишет серию картин с изображением бретонских крестьян и пейзажей.
В сентябре 1895 г. Гоген возвращается на Таити. Узнав, что Техура вышла замуж, он берет себе новую жену — Пахуру. Художник построил себе дом, разбил цветник, расставил на участке идолов и скульптуры. Однако райской жизни не получилось — Гогена мучит целый букет болезней: головокружения, перебои сердца, ухудшающееся зрение, язвы на теле… Перед отъездом из Франции он подцепил сифилис: полицейский предупредил, что девица, которую он подобрал на дешевой танцевальной вечеринке, нездорова, но Гоген махнул на это рукой. Теперь у него отказывают ноги, и он ходит, опираясь на две палки - на рукоятке одной художник вырезал гигантский фаллос, другая изображала слившуюся в любовной борьбе пару.
В периоды улучшения он пишет картины -«Жена короля» (189) - Картина «Жена короля» написана Гогеном в период его второго пребывания на Таити. Таитянская Ева с красным веером за головой, знаком королевского рода, возле которой старцы ведут разговор о древе познания, изображена в позе, заставляющей вспомнить о «Венере Урбинской» Тициана и «Олимпии» Эдуарда Мане. Крадущийся по склону зверь с горящими глазами воплощает загадку, скрытую в образе женщины. Ведущую роль в картине играет цвет, который Гоген трактует обобщенно, декоративно. , «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (190) - Это полотно Гоген считал своим духовным завещанием. Картина выразила раздумья мастера о невозможности проникнуть в тайну нашего происхождения и нашего будущего. Содержание произведения нужно «читать» справа налево, постепенно раскрывая его смысл – течение человеческой жизни от рождения до смерти. На большом, вытянутом по горизонтали холсте изображен берег лесного ручья, в густой воде которого отражаются таинственные тени-видения. Пышная тропическая растительность призвана сбить зрителя с толку, создав впечатление того, что действие происходит не на земле, а в раю. Поставив в названии полотна три вопроса, Гоген композиционно разделил картину на столько же частей. Первую занимают три женщины, сидящие около ребенка, покой которого охраняет большая черная собака. В центре изображен юноша с высоко поднятыми над головой руками. Нарочито огромная фигура, попирающая законы перспективы, помещена художником в заросли. Человек поднимает правую руку, с удивлением глядя на двух персонажей, осмелившихся предстать перед его взором. В левой части картины – группа людей, образующая идейное единство с идолом, находящимся на втором плане. Каждый из образов, представленных в этой работе, символичен, он несет в себе то или иное поэтическое иносказание. Лесной ручей – любимая метафора художника – часто трактуется им как источник жизни, таинственное начало бытия. Спящий младенец олицетворяет рассвет человеческой жизни, а юноша, срывающий с дерева плод, воплощает идею единения человека с природой. Другие персонажи олицетворяют порыв к постижению вселенской тайны бытия, трагедию духа и проблески первого беспокойства относительно короткого века человека, а также многое другое. Эта картина стала одной из последних «больших» работ художника., «Никогда больше» (191).
В 1897 г. из Дании приходит сообщение о смерти дочери Алины. Духовные и физические страдания толкнули художника на самоубийство. В результате неудавшегося суицида Гоген на целый год оказался прикованным к постели. Оправившись от болезни, он продолжает работать - «Женщины на берегу моря» («Материнство») (192), «Две таитянки» (193).
В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют — «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания» (194), «И золото их тел» (195), «Всадники на берегу» (196), «Девушка с веером» (197); спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»). Гоген создал целый ряд скульптурных произведений - «Техура» (198).
Он умер в ночь на 9 мая 1903 года. Враги говорили, что художник покончил жизнь самоубийством, друзья были уверены в том, что его убили: огромный шприц со следами морфия, лежавший в изголовье постели, говорил в пользу обеих версий. Епископ Мартен отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант Шарпийо отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело.
Произведения Гогена несли в себе многие черты складывавшегося стиля «модерн» и оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и живописцев начала XX в.
АНРИ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (1864—1901). – 37 лет. - Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. Природу, которая обманула его, превратив в коротконогого уродца.
Французский живописец и график, один из крупнейших мастеров постимпрессионизма. Автор более 600 картин, 100 литографий, 1000 рисунков и набросков. Блестящий портретист. Главная тема творчества Тулуз-Лотрека — развлечения и быт богемы, парижского «дна», которые художник показывает без тени морализирования, с присущей ему остротой наблюдений и едкой иронией. Важнейшее место в творчестве Лотрека занимает печатная графика. За короткий период с 1891 по 1899 гг. он создал около 350 эстампов и афиш.