logo
Французский неоимпрессионизм и постимпрессиониз

Фильм - Ван Гог

Ван Гог не имеет никаких доходов и живет на те скудные средства, которые высылает ему младший брат Тео, до самой смерти Винсента оказывавший ему как материальную, так и моральную поддержку. 

«Едоки картофеля» (165) - начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. Мастер пишет темными красками, сюжеты его произведений однообразны, в них чувствуется симпатия к крестьянам и сострадание к их тяжелой жизни.        На полотнах Ван Гога обыденные предметы, люди, пейзаж становятся носителями сокровенных мыслей и чувств художника, передают его эмоциональное состояние. Природа предстаёт здесь в одухотворённом виде - «Красные виноградники в Арле» (166), «Звездная ночь» (167) - является одной из самых знаменитых композиций Ван Гога. Сам художник, однако, был недоволен своей работой. Он считал, что «она ни о чем не говорит, потому что в ней нет силы воли и глубоко прочувствованных линий». Пытаясь поставить себя вровень с такими художниками, как Гоген и Бернар, Ван Гог использовал графическую, довольно искусственную манеру для создания этой картины, основанной на различных этюдах с натуры.

Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженней­шего, почти нечеловеческого творческого труда, в результате кото­рого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедли­вости, вызывала у Ван Гога обостренное чувство, почти физически ранящее художника, отсюда пессимистический и тревожный, бо­лезненно-нервозный, экспрессивный характер его творчества - «Ночное кафе» (168) - «В своей картине «Ночное кафе» я попытался выразить идею, что ночное кафе — это такое место, где человек может уничтожить себя, сойти с ума и стать преступником… Я пытался передать зловещую власть такого места».,. Так тревожно, повышенно-эмоционально Ван Гог воспринимает не только людей, но и пейзаж. Свойственная лишь ему особая острота в восприятии действительности сообщает его произведениям сложное переплетение как будто взаимоисключаю­щих настроений: восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, постоянного беспокой­ства - «Оливковая роща» (169), «Вороны над хлебным полем» (170). .

Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зиг­загообразными, а чаще параллельными мазками Динамизм мазков, предельная насы­щенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия - «Мост через Сену» (171), «Рыбачьи лодки в Сент-Мари» (172), «Ирисы» (173), «Улица в Овере» (174)        .

Ван Гог в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют характер законченной картины - «Жатва» (175), «Подсолнухи» (176), «Дорога с кипарисами и звездами» (177). Он не отдается всецело непосредственному впечатле­нию от натуры, а привносит в образ свой сложнейший комплекс идей и чувств, обостренную чувствительность к уродствам и дис­гармонии жизни, многообразные ассоциации и прежде всего глу­бочайшее сострадание к человеку, соединенное с безысходным трагизмом. Именно эти качества лежали в основе мировоззрения Ван Гога - «Прогулка заключенных» (178), «Автопортрет с перевязанным ухом» (179) и несколько вариантов «Колыбельной» (180) -  Еще он говорил: «Я бы хотел написать портреты, которые и через сто лет являлись бы людям как живые модели»..           Нищета и неустроенность, проблемы социального характера, непрекращающаяся изнурительная работа — все это крайне отрицательно сказалось на душевном здоровье Ван Гога, который всегда был чрезмерно чувствительным и эмоционально неуравновешенным. В октябре 1888 г. по приглашению Ван Гога в Арль приехал Гоген и поселился в его доме. Различия взглядов и характеров художников вызвали серьезные конфликты и ссоры, что самым пагубным образом сказалось на неустойчивой психике Ван Гога и привело к нервному срыву. 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог на улице бросился на Гогена с бритвой. Взгляд Гогена оставновил безумца, он развернулся и убежал домой, и там отсек себе ухо. Наутро Винсента, окровавленного, едва живого, отвезли в больницу. Поправился художник неожиданно быстро.  В феврале 1889 г. по просьбе горожан Ван Гога снова поместили в больницу, где он содержался в изоляции. В мае того же года Винсент добровольно уехал в дом для душевнобольных в Сен-Реми, где перенес три жесточайших приступа и откуда в мае 1890 г. вышел крайне угнетенным.

         27 июля 1890 г. Ван Гог отправился в окрестности города, где выстрелил в себя из пистолета. Он сумел самостоятельно вернуться в город, в гостиницу, где он жил. Тотчас были вызваны врачи, в том числе доктор Гаше. Но они уже не могли помочь Ван Гогу, и 29 июля художник скончался.           При жизни художника была продана всего одна его картина — «Красные виноградники в Арле». При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее. Экспрес­сионисты стали называть его своим предтечей. Однако у Ван Гога не было такого количества подражателей, как у Сезанна, так как его искусство значительно более субъективно. Тем не менее нет почти ни одного большого художника современности, который так или иначе не испытал бы влияния напряженно-эмоционального и глубоко искреннего искусства великого голландца.

Yandex.RTB R-A-252273-3