3. Специфика эстетических ценностей
Специфика эстетического отношения связана с пониманием того, что это не единственное и не первое ценностное отношение в системе человеческой культуры. Эстетическому отношению человека к миру и эстетическим ценностям предшествует другой, непосредственно связанный с жизнью человека, и в этом плане первичный по отношению к эстетическому тип ценностных отношений, которые являются условием, основанием и материалом для эстетического отношения. Эти ценности получили название утилитарных. Почему первичны утилитарные ценности? Это определяется самой их сутью: они есть результат отношения, в основе которого лежат материальные потребности. Утилитарные ценности – значение неких объектов для удовлетворения материальных потребностей человека. Логика утилитарных отношений гораздо более проста, чем эстетических и нравственных, ибо материальный мир устроен проще духовного. В мире утилитарных отношений всего две ценности – польза и вред. Но на деле есть и другие, разнохарактерные отношения, прежде всего, витальные, биологические отношения, базирующиеся на биологическом воспроизводстве (сексуальные отношения). Но это не чисто природный материал, это уже окультуренная реальность. Рядом с витальными в самой системе человеческой деятельности возникают утилитарно-функциональные отношения, определяемые не потребностями выживания, а деятельностью, в которой человек себя в данный момент осуществляет. Но не менее важны и другие утилитарные отношения: мы – части коллективного субъекта, который нуждается в социальной организации, социально-организационная потребность. С удовлетворением этой потребности связано функционирование таких социальных институтов как государство. Это огромный пласт ценностей, которые утилитарно-функциональны по своему содержанию.
Из утилитарных отношений возникает целый спектр ценностей и они – духовные. На протяжении огромного периода истории утилитарное и эстетическое были тесно связаны и, по сути, совпадали. Сознание древнего грека совмещает эстетическое и утилитарное. Еще Сократ настаивал, что вещь прекрасна, потому, что полезна. Сократ открыл ценностную природу эстетического отношения, но он не различал эстетическое и утилитарное. Возникая из утилитарного, эстетическое к утилитарному не сводимо. Платон говорит о любви к прекрасному. И в этом ценностная диалектика: с одной стороны, прекрасное производно от полезного, с другой стороны, нетождественно, несводимо к нему. Красота – превращенная форма пользы, новое ценностное качество.
В культуре есть механизмы, которые закрепляют специфику эстетических ценностей. В самом объекте есть свойства, которые приспосабливаются культурой, чтобы хранить эстетическую информацию. Это мир выразительных предметных форм, способных выражать и сохранять эстетическую ценность. Но есть и субъектные основания – особая эстетическая психика человека, сформированные культурой механизмы, посредством которых реализуется эстетическая информация. Процесс развития эстетического отношения – течение реки, снизу питаемой родниками, токи жизни, которые формируют новое эстетическое отношение, и эти родники, в том числе, утилитарные ценности.
Но в чем же различия эстетических и утилитарных ценностей?
Первое: утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне, это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность. Эстетическая ценность противоположна – это ценность идеальная, она и складывается, и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности (идеальный – принадлежащий сознанию). Есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Есть концепции, где духовное равно сакральному – религиозные концепции. Но - духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Вырабатываются особые потребности сознания. До этого сознание знает и хочет только то, что нужно практике и человеческому телу. Это «материальное» сознание: оно вплетено в реальные процессы взаимодействия. Но однажды появляются вопросы: зачем я живу? В чем смысл мироздания? В чем субъективное оправдание мироздания для человека? У А.П. Чехова, например, «человеку мало трех аршин земли, ему нужен весь земной шар».
Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются в ответ на потребности гармонизации. Духовность эстетических ценностей и означает их связь с потребностями сознания. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности. Кант обращает на это внимание, когда связывает эстетическое отношение со свободой человека. Кант указывает на парадокс: когда мы говорим об эстетической ценности, значит, ставим вопрос для кого она, но здесь нельзя так спрашивать. Кант утверждает бесцельную целесообразность в случае с красотой. С одной стороны, прекрасный объект пронизан целесообразностью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Эстетическое в этом плане противоположно утилитарному – это цель сама по себе. Объект выступает как ценный уже в силу своего существования, а не потому, что удовлетворяет какой-либо конкретной потребности. Поэтому активность человека здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. Далее – это самодовлеющая ценность, т. е. достаточная сама по себе. Здесь мы имеем дело с феноменом власти красоты над человеком: она приковывает, привязывает. Эта красота только нам нужна, мы влюбляемся в нее и не видим ничего, кроме нее! Красота любимого человека открывается только влюбленному!
Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но его ценность вбирает в себя различные свойства и значения. В утилитарном отношении мы воспринимаем мир односторонне, в его конкретной полезности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом мы видим больше, чем явлено глазу – духовную ценность объекта. У палеолитических Венер голова редуцирована или головы нет вовсе, и она здесь совсем не нужна. В архаической культуре женщина значима в той функции, которую выполняет ее организм, поэтому преувеличенные, непропорциональные формы этих скульптур, представляющих образ плодородия женщины воспринимаются положительно. Есть десятки изображений соединения мужского и женского полового органа тоже относящихся к первобытной культуре, но это утилитарное изображение. Насколько же далеки от этого скульптуры Родена, где появляется эстетическая ценность любви, где в единстве телесное и духовное.
Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий контекст бытия, что становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, поэтому она символична: раскрывает большие смысловые пространства, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов. Сюда включаются такие сферы, как природа. У Б. Пастернака в стихотворении «Когда разгуляется»:
Как будто внутренность собора –
Простор земли, и чрез окно
Далекий отголосок хора
Мне слышать иногда дано.
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
Далее – культура – мир человека, человеческой деятельности. Культура входит в наше сознание через эстетическое переживание и приобщение к искусству, которое в полной мере реализует полноту эстетического взгляда на мир. И, конечно, эстетическое осмысление истории, многообразно представленное в искусстве всех культурных эпох (один из самых ярких примеров такого рода – картина Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», доминантный образ которой стал символом Французской республики).
И здесь нужно указать на парадоксальное соединение чувственного и сверхчувственного в эстетической ценности. Моральные, мировоззренческие, религиозные ценности сверхчувственны, эстетические носят чувственный характер. Что в объекте является носителем эстетической ценности? А для этого нужен особый носитель, он должен быть соизмерим с целостностью объекта. Эстетическая ценность задействует целую систему свойств: часть и целое, динамику и статику, и мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. Это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта. Форма в ее чувственной данности является носителем эстетической ценности: там, где эстетическое, там мир форм. В то же время, форма несет смысл, выходящий за пределы непосредственной чувственности. Форма – это, во-первых, способ организации, способ придания миру единства, поэтому вся жизнь человека строится на форме. Но это особые, упорядоченные формы, которые показывают – мы синоним стабильности, надежности. Форма, во-вторых, показатель освоенности мира, показатель того, насколько мир подчинен разуму. И, в-третьих, форма раскрывает суть явления, это основа ориентации человека в мире. Таким образом, носителем эстетической ценности является знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику и несет определенный культурный опыт. Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности.
Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.
Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самоценная и символическая.
Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.
Контрольные вопросы:
Каковы основные подходы к анализу сущности эстетических явлений?
В чем сущность реляционного подхода к эстетическому?
Что такое ценность?
В чем парадокс красоты?
Каковы различия утилитарных и эстетических ценностей?
Какую потребность удовлетворяют эстетические ценности?
В чем специфика эстетических ценностей?
Назовите особенности эстетической формы.
Литература:
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М. : Гардарики, 2002. – 556 с.
Каган М. С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 544 с.
Кант И. Критика способности суждения. Пер. с нем., М., Искусство. 1994.- 367 с. – (История эстетики в памятниках и документах).
Веб-ресурсы:
http://www.philosophy.ru/;
http://www.humanities.edu.ru/;
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19