logo search
Искусство

Романский стиль. Общая характеристика.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и

искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие

излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура

знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие

неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют

мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или

бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с

рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка.

Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все

элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти

отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых

сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна

рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского

собора носит угнетающий характер.

Основные элементы Романского стиля:

рельефная плоскость, лаконичность и простота;

цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;

бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;

прямоугольные и цилиндрические формы;

полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный

рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

каменные, массивные, толстостенные конструкции;

замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в

800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения

народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский

стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.

Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского

искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения»

(а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии

и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему

тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский

стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей

(несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие

местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а

также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде

мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового

европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.

Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности.

Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и

завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле

прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина,

жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно

чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом,

будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит

зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то,

как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой

красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль

зародился в период средневековья, в начале X века и продлился

ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль

получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была

установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой,

от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть

и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви

на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во

все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и

монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и

ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид

крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают

толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период

междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во

время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для

защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и

замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка

становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки,

составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский

собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в

Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские

церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был

направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский

стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое

базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под

нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с

началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и

захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к

развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали

одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает

особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости

христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени

обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно

спокойный декор.

Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском

стиле можно использовать однотонную штукатурку серого,

желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в

виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из

темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла.

Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы,

либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет

потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно

использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели

резного украшения.

Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола

мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование

керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в

романском стиле интерьера используется редко. При его использовании

старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с

эффектом старины.

Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая

распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи.

Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные

детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина

указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто

окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском

стиле служили ель, кедр и дуб.

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является

использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали

краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся

конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным

отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль

отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В

качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины,

правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит

сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном

как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают

появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными

прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде

считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле

интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых

в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле

впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что

пространства во время античности были без окон, а здания в период

раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому

данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская

архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так

много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать

поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском

стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже

время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних

помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.

Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля

присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от

холода.

Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском

стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.

При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и

кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф.

Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие

террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.

Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем,

меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Заключение

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи

тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и

величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений

– каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре

преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум –

кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой

спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался

при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с

навесной вытяжкой.