logo
Искусство

Искусство Оттоновской Германии. 10 в.

Специфические черты оттоновской культуры (950-1050).

Оттоновское возрождение

краткий период (конец X в.) подъема культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Отгонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещенные люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классич. латыни и рим. лит. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся ученый монах Герберт (950—1003) — человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математич., филос, литературных и ист. сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвел Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999-1003).

Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причем его могли получать и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей ученостью. Наиболее известной поэтессой была Хротсвита Гандерсгеймская (вторая пол. X в.). При Оттоне II, женатом на визант. принцессе Феофано, усилилось греч. влияние. Особую пышность и утонченность приобрел быт двора и феодалов. Для «О.в.» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристки, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

990 - 1030 гг.: плеяда аббатов крупнейших аббатств, ставших строителями храмов, политическими деятелями, реформаторами уставов: аббат Олиба в Риполе, Ланфранк, аббат Сент-Этьенн в Кане, династия аббатов Клюни и особенно Хуго, основатель третьей базилики.

Особенности оттоновской культуры, обусловленные ее стадиальным положением: между каролингским «возрождением» и романским стилем.

Архитектура Оттонов. Две тенденции в оттоновской архитектуре: дальнейшее развитие идей каролингского зодчества и формулировка новых решений, предвосхищающих романскую архитектуру. Санкт Кириак в Гернроде (961). Сочетание характерных и нетипических черт в плане: смещенная аксиальная ориентация, крипта, трехчастное деление стены центрального нефа, галереи, чередование опор по типу ABAB. Контрапсида XII века.

Санкт Михаэль в Хильдесхайме (начат в 1010, освящен в 1022, закончен в 1033). Роль больших каролингских сооружений (Сен Мартен в Туре, Сен Дени, Центулы) в формировании его архитектурной концепции. Обобщение в архитектурной композиции опыта храмов IX - X веков на территории империи - Санкт Панталеон в Кельне, базилик в Трире и Maйенсе, Санта Мария в Миттельцелле. Апсиды и трансепты на обоих концах. Применение принципа симметрии и строгих математических закономерностей в плане и композиции в целом. Активная роль модуля (квадрата средокрестия) в пространственной организации здания по горизонтали и вертикали. Четкость и логическая завершенность основных соотношений. Тенденция к гомогенности пространства - очередной шаг к романской базилике в типологическом развитии этого архитектурного типа. Появление трехчастного деления стены в рукавах трансепта. Чередование опор по типу ABBA (храм Спасителя в Вердене).

Строительная деятельность императора Конрада II: Лимбург на Хардте (не сохранился), Шпейер II.

Монументальная живопись Оттонов. Фрески Райхенау, Оберцелле, храм св. Георгия – лучшие в монументальной живописи эпохи. Сходство между монументальной и миниатюрной живописью: в интересе к монументальным многофигурным композициям, в интересе к сценам с чудесами Христа. Тесная связь между фресками и манускриптами Райхенау – в живописных формулах, иконографических типах, высоком качестве исполнения.

Фрески Сан Винченцо в Галиано, северная Италия – параллель с Оберцелле.

Миниатюра оттоновской эпохи. Две тенденции развития искусства иллюминации на территории бывшей каролингской империи в середине и начале второй половине X века: А) в восточных регионах – формирование оттоновского искусства в точном смысле слова, Б) в западных регионах – состояние распада, характерное для конца эпохи каролингов.

Миниатюра Оттонов. Развитие стиля от каролингов к Оттонам, место и значение каролингских элементов. Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Проблемы византийских влияний. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.

Две прямые копии каролингских книг и их значение: а) Кодекс Геро, около 970, Райхенау, копия Евангелия из Лорша. б) Кодекс Виттикиндеус, Фульда.

Школы Оттоновской миниатюры. Расцвет скриптория в Хильдесхайме при аббате Бернварде (993-1020). Библия Бернварда, Сакраментарий Бернварда, Евангелие Бернварда – пример символико–аллегорической интерпретации, «умозрительной» иконографии. Эклектизм, отсутствие стиля – пример школы, формирование которой связано только с деятельностью конкретной исторической личности (аббата Бернварда).

Школа Фульды – старые традиции, расцвет скриптория в каролингские времена, прекрасная организация, сложение собственного стиля. Сохранение каролингских влияний в конце X-начале XI веков. Наиболее распространенный тип манускриптов – сакраментарий. Кодекс Wittikindeus (970-980) – по утраченной каролингской модели. Стиль и орнамент – типичны для Фульды. Сакраментарий из Фульды, кон. X века (сейчас в Геттингене, богатейший орнамент, серия сцен из Нового Завета, праздники святых, выбор сцен напоминает Сакраментарий Дрогона). Влияние школы Карла Лысого. Второй сакраментарий (сейчас в Берлине, конец X века). Лист с календарем – сохранение через каролингов античной традиции персонификаций календарей и портретов месяцев. Лекционарий из Фульды, кон. X века. Жизнь св. Килиана и св. Маргариты, конец X века – формирование типа иллюстрированного агиографического кодекса. Распространение этого жанра с XI века.

Часослов Оттона III из Майенса. Сцена Поклонения Оттона III Маэсте: значение византийских влияний.

Школа Райхенау-Трир: одна из самых значительных в Оттоновской империи, выполнение императорских заказов. Начало – 60-е годы X века. Черты школы - духовность содержания и экспрессия форм, типичные для оттоновского искусства в целом. Сложение стиля – после 980 года. Отсутствие последовательной эволюции, многие группы рукописей стилистически противоположны. 

Круг ранних рукописей Райхенау (время епископа Трира Эгберта, 977-993): Кодекс Эгберта (ок. 985, евангелиарий, один из лучших оттоновских манускриптов, развернутый христологический цикл, участие Мастера Registrum Gregorii и других художников). Псалтырь Эгберта (ок. 983, серия блестящих инициалов во всю страницу под влиянием манускриптов из Сен Галл. Квадратный нимб Эгберта – свидетельство знания римской традиции). Кодекс Геро (копия Евангелия из Лорша – проблема соотношения копии и оригинала в оттоновскую эпоху). Сакраментарий Петерсхаузен – также копия листа с Маэстой из Лорша. Две особенности копирования – художник следует более точно каролингскому образцу, не переосмысляя его в духе новой эпохи и применяет иконографию Маэсты для изображения Богоматери (или Ecclesia). Сходство его орнамента с Кодексом Геро. Особенности ранних памятников: стилистическое сходство с итальянскими рукописями IX века (Кодекс Эгина, Веронский кодекс, Верчельский кодекс) из-за общего сходства стиля Райхенау с искусством северной Италии. Истоки влияния североитальянского художественного типа на ранних этапах сложения школы: А) подражание находящейся в Райхенау рукописи Изложения католической веры св. Амвросия (?), Б) обращение североитальянских художников и мастеров Райхенау к одним и тем же более ранним образцам (?).

Стиль Мастера Registrum Gregorii: один из лучших художников эпохи Оттонов и Средневековья в целом, знаток греческого языка, каролингских и византийских образцов. Работал для Эгберта и Оттона III. Корни его искусства – в поздней античности, очевидна опора на неизвестный античный манускрипт типа Кведлинбургской Италы. Исключительное для эпохи понимание античного искусства. Возможно занимался реставрацией и украшением старых рукописей (часто его листы включены в более ранние манускрипты). Его стиль – определяющий для искусства Трира времени Эгберта. Registrum Gregorii – после 983 г. (Оттону II поклоняются части империи, Григорий Великий со своим писцом). Участие в иллюминировании Кодекса Эгберта – Избиение младенцев, Иисус Христос и центурион, Лист с портретом Эгберта между монахами Керолдом и Херибертом. Сакраментарий из Лорша, ок.980 – Сцена Распятия с Марией и Иоанном. Евангелие Сент Шапель, ок.984 – Евангелист Иоанн и Иисус Христос во славе. Значение этого памятника для стиля Эхтернаха. Евангелие ок. 996 г. – последняя работа Мастера. Огромное влияние памятника на искусство Кельна.

Евангелие Санкт Максимина, Трир – под влиянием Мастера.

Зрелый стиль Райхенау (так наз. стиль Лиутара) – вне классического искусства Мастера. Евангелие Оттона III, Аахен (Евангелие Лиутара), ок.990 г. – поворот к новому, оттоновскому, стилю. Византийские влияния, особенно в иконографии христологических сцен. Сцена Апофеоза Оттона III – пример применения иконографии Маэсты для прославления императора. Опора на Комментарии св. Августина на Псалтырь (90 псалом). Евангелие Оттона III, Мюнхен, ок.1000 г. Наиболее роскошный манускрипт Оттона III. Сцена Поклонение Оттону частей империи, Портрет евангелиста Луки. Две рукописи с комментариями Ветхого Завета – Комментарии на пророка Исаию, Комментарии на Песнь песней, кон. X века. Уникальная иконография, сочетание инициалов с фигурами. Кодекс из Бамберга, ок.1002. Евангелие нач. XI века (сейчас в Мюнхене) – Иисус Христос в древе жизни. Евангелиарий Генриха II, около 1007-1012: вершина зрелого стиля Райхенау, кульминация экспрессии, передача иррациональных и мистических настроений. Поклонение волхвов, Три Марии у гроба Господня, Благовещение пастухам. Апокалипсис из Бамберга, около 1020 - вторая рукопись, выполненная здесь для Генриха II.

Райхенау в 30-е годы XI века: апогей влияния школы, стиль становится образцом для очень многих скрипториев. Евангелие из Лимбурга – выполнено для Конрада II.

Неспособность стиля Райхенау к изменению и эволюции к искусству XII века. С одной стороны – лучшее выражение оттоновского искусства в иллюминации, с другой – без перспективы к развитию в сторону романики. К концу в оппозиции XI века –к Кельну.

Школа Кельна – уникальный характер ее стиля, три основных его компоненты – каролингская иллюминация, византийское искусство, творчество Мастера Registrum Gregorii. Более заметное влияние античной живописи, следы античного «импрессионизма» и иллюзионизма. Развитие стиля с конца X до конца XI века. Особый расцвет – первые два десятилетия XI века. Устойчивость, богатство и разнообразие системы украшения манускриптов – орнамента, инициалов, портретов, исторических сцен. Местонахождение скриптория – Санкт Панталеон (?). Евангелие Санкт Гереон, после 996. В характерной таблице канонов, Маэсте, декоративных страницах, портретах Евангелистов - черты сложившегося стиля школы. Влияние Мастера Registrum Gregorii (оформление таблицы канонов, декоративных страниц). Византийская и античная традиция портретов Евангелистов – без символов. Сакраментарий Санкт Гереон, между 996 и 1002. Более заметное влияние Византии, особенно в решении новозаветных сцен: Святые жены у Гроба Господня, Стражники у Пилата, Благовещение. Сочетание византинизмов с чисто оттоновскими чертами – экспрессией, динамикой. Кодекс аббатисы Хитды – лучший манускрипт. Подробный цикл Нового Завета - 15 сцен. Иисус Христос останавливает бурю, Крещение Христа.

Поздний период – 30-е и последующие годы. Группа рукописей, называемая “riche”. Эволюция стиля, особенно под влиянием искусства Райхенау. Кодекс Хиллинус – авторство художников из Райхенау. Евангелие из Бамберга, сер. XI века.

Конец XI века – трансформация стиля и эволюция в сторону романики. Рукописи группы “severe”. Евангелие аббатства Абдингоф. Сцена Миссии апостолов.

Школа  Регенсбурга (Ратисбонны). Оживление деятельности скриптория в аббатстве Санкт Эммерам после 955 г. Расцвет – к концу X века. Две особенности в стиле школы – синтез каролингских и византийских черт; акцент на умозрительный, интеллектуальный смысл образов. Развитие этого аспекта в XII веке – преобладание аллегорического и типологического содержания образов. Влияние Codex Aureus Sanct Emmeram Карла Лысого. Сакраментарий Генриха II, между 996-1002. Имитация орнамента и миниатюр Codex Aureus. Портрет Генриха II – по портрету Карла Лысого. Но – иная концепция колорита: светлый и светоносный. Византийские влияния в полихромном решении. В сцене Коронации Генриха II Иисусом Христом – параллели с Псалтырью Василия II. Евангелиарий аббатисы Уты (1002-1025), первое десятилетие XI века. Влияние идей Псевдо-Дионисия Ареопагита на его содержательный строй, спекулятивно-умозрительный характер его семантики. Сцена Мессы св. Эрхарда – воплощение идей Псевдо-Дионисия и Эриугены. Сцена Распятия – один из наиболее сложных примеров символико-аллегорического содержания в оттоновском искусстве. Влияние манускрипта на «умозрительное» направление в иконографии романской иллюминации.

Школа Эхтернаха. Расцвет школы с второй трети XI века – при аббате Хумберте (с 1028). 40-е и 50-е годы: роль Эхтернаха сравнима с ролью Райхенау в 30-е. Влияние искусства Мастера Registrum Gregorii – вероятно здесь находилось некоторое время Евангелие Сент Шапель. Сакраментарий из Эхтернаха (при аббате Хумберте). Евангелие из Нюрнберга (Codex Aureus epternacensis), до 1039. Орнаментальная страница, цикл Нового Завета. Codex Aureus из Шпейера, 1043-1046: лучший памятник школы, выполнен для Генриха III. Сцены из современной истории: Поклонение императора Конрада II и императрицы Гизелы Иисусу Христу, Император Генрих III и его жена Агнесса преподносят кодекс Богоматери.

Школа Зальцбурга. В определенной степени – продолжение искусства Регенсбурга после смерти Генриха II (1024 г.). Вторая слагаемая стиля – византийские влияния. Евангелиарий св. Петра, Евангелиарий из Мюнхена, Два лекционария из Pierpont Morgan Librery. Развитие этого искусства к романскому стилю и выдающееся место Зальцбурга среди центров романской иллюминации.