11. Дпт.
Главным средоточием городского «примитива» в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве была ремесленно – цеховая среда. Она выдвинула своих художников – ремесленников, состоящих в живописных, иконописных, малярных цехах; вывесочников, портретистов, «комнатных живописцев». Иногда это были воспитанники провинциальных худ. школ, уездные учителя рисования и т.д. Все они представляли городское народное худ. Творчество.
Ещё 9 – 10 веках в Киевской Руси многие народные ремёсла достигли высокого уровня развития. Ремесленники были профессионалами из народа продолжившими свои традиции народного декоративного искусства в городе, ориентирующихся на освоение искусства Востока, Византии и Западной Европы.
Они выполняли изделия бытового назначения и украшения на заказ и для свободной продажи. Их социальное положение было различно. В городах работали свободные мастера: иконописцы, кузнецы и златокузнецы, чеканщики, гончары, игрушечники и др. Вместе с тем, на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощённые мастера – холопы. В монастырях также работали ремесленники. Отношение к различным видам ремесла было неодинаковым. Например, иконописное и златокузнечное дело было более почитаемым, чем «грязное» гончарное.
Происхождение городских народных худ. промыслов было различно. Одни из них взяли своё начало в крестьянском бытовом искусстве. Это ручное узорное ткачество, вышивка, которым владела каждая крестьянка. Другие промыслы произошли от более сложных, недоступных для всех видов творчества, ставших ремеслом отдельных, более талантливых крестьян. Такими являются гончарное дело, плотницкая резьба, набойка на тканях. Некоторые промыслы вышли из помещичьих мастерских, но были и такие, что зародились в городских ремесленных мастерских. Например, резьба по кости и камню, чернение серебра, которые были связаны с привилегированным заказчиком. Лаковая миниатюрная живопись возникла на основе искусства Востока.
Но на какой бы основе ни появились худ. промыслы, они, с одной стороны, сохраняли традиции древнего крестьянского народного декоративно – прикладного искусства, с другой стороны, ориентировались на утончённость и изящество «высокого», «учёного» искусства.
Наиболее древнейшим худ. промыслом является резьба по кости, камню и дереву, которая была известна ещё в 10 веке. Промысел по худ. обработке возник в Троице – Сергиевом монастыре в 16 – 17 вв. Там изготовляли главным образом предметы культа: резные иконки, кресты и др. Со временем здесь стал развиваться и игрушечный промысел. В 16 – 17 веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы» и псковские литейщики колоколов. В 17 веке развивался промысел «усольской эмали» и получило развитие и в Великом Устюге. В городе Холмогоры( арханг), расцветало косторезное искусство. В 17 веке зародился хохломской промысел. В городах Поволжья и других развивались прялочные промыслы, гончарное производство, резьба пряничных досок. В это же время распространилось производство набивных тканей. В 18 веке начали развиваться промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.
Многие худ. промыслы в 18 веке достигли своего расцвета. Это произошло, с одной стороны, благодаря внутреннему накоплению и развитию собственно народного искусства худ. обработки; с другой стороны, проникновением и воздействием профессионального искусства на форму, стиль и качество изделий. В результате этого во многих изделиях худ. промыслов 18 века, например в резьбе по кости или дереву, можно было обнаружить элементы барокко или классицизма.
Развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права 19 века привело к разрушению крестьянского натурального хозяйства. Изделия крестьянского быта стали предметом купли – продажи, что привело к появлению в городе множества новых худ. промыслов: вышивальных, кружевных, народного гончарства, худ. ткачества, прялочного промысла, плетения из бересты и других. Многие из них испытали сильное влияние «учёного» искусства и стали обслуживать город, например кружевоплетение. Некоторые продолжали отражать древнюю образность, патриархальное мировоззрение крестьянина, его связь с природой. Но в том и другом случае в основе худ. промыслов оставались творческое воображение, ручная работа и виртуозное мастерство.
С дальнейшим развитием капитализма изделия кустарных промыслов стали вытесняться продукцией машинного производства. Многие не выдерживали конкуренции, разорялись и уходили работать на фабрику. Некоторые худ. промыслы меняли свою продукцию на менее трудоёмкую, например, резьбу по дереву на роспись. Появились новые худ. и технические приёмы, способы декорирования, (свободная кистевая роспись в худ. обработке дерева). Изменилось и образное содержание городского народного искусства. Вместо образов природы всё чаще стали появляться на изделиях картины городского быта, домашнего уюта. На многих промыслах появилось разделение труда, при котором мастер уже не делал изделия сам от начала до конца, а осваивал только одну операцию. Например, один выполнял заготовку, второй вырезал изделия, а третий – роспись. Однако при всём этом всё равно многие худ. промыслы перестали существовать, не выдержав конкуренции.
В конце 19 – начале 20 века ряд представителей худ. интеллигенции приложили немало усилий к возрождению традиций народного искусства в Абрамцеве и других местах. Энтузиасты организовывали скупки и магазины. Был открыт музей Московским губернским земством. Создавались учебно-производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы для оказания помощи кустарям.
В послереволюционный период по многим традиционным изделиям худ. промыслов было налажено машинное производство. Это позволило, с одной стороны, организовать их массовый, серийный выпуск, с другой стороны, привело к стандартизации, утрате оригинальности, уникальности, самобытности народных традиций, к обезличиванию творчества. Однако и сегодня есть промыслы, которые славятся своей великолепной худ. обработкой дерева, металла, керамики, камня и кости; не забыты кружевоплетение, ковроткачество; лаковая миниатюрная живопись.
Но не только декоративно – прикладное творчество развивалось в городах. Народное искусство «примитива» было и в живописи. Одно из интереснейших и самобытных явлений русской живописи конца 18 – первой половины 19 века представляет собой бытовой «примитивный» или купеческий и мещанский портрет, который служил для использования исключительно в сфере быта. Большинство портретов анонимно, так как заказчик был равнодушен к индивидуальности автора, а художник чувствовал себя не столько свободной, творческой личностью, сколько ремесленником. Главными критериями его профессионального уровня были: сходство изображения с оригиналом, точность воспроизведения деталей. Отсюда бытовому «примитивному» портрету характерна такая черта, как статичность композиции, которая воплощена в фигурах, похожих на статую или монумент. Используются атрибутовые элементы, включая бороду, причёски, многочисленные женские украшения. Основная задача «примитивного» бытового портрета – утвердить пафос растущего и крепнущего русского «третьего сословия».
Купеческий и мещанский портрет завершил свою почти вековую историю в 50 – 60-х годах 19 века. Одной из важных, причин послужило изобретение и распространение фотографий, дающее быстрое, дешёвое и точное изображение человека.
Не менее интересное явление представляет собой лубок с его разновидностями: графический, живописный, гравюра (печатный оттиск на бумаг с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок). Графический лубок – это бытовой жанр, исторические, батальные, религиозные, аллегорические сцены, литературные иллюстрации, нередко объединённые в одно целое с текстом.
Живописные лубок – тематическая картина, чаще всего тоже бытовая сцена, реже – историческая, батальная и аллегорическая композиция. В отличие от живописного лубка, народная гравюра стала предметом собирательства ещё во второй половине 18-го столетия, а затем и изучения. На сегодняшний день – это достаточно систематизированное явление.
Лубок зародился примерно во второй половине 18 века. Авторами его были крепостные художники и городские ремесленники, часто были и художники – самоучки. В картинках отражали сцены из крестьянского быта праздничного характера – это сговоры, свадьбы, хороводы, пляски и т.д. Например, картины «Сватовство», «Сговор в крестьянской семье», «Девишник», «Хоровод», «Крестьянская свадьба», «Русская пляска» и др Во многих созданы героические портреты Ермака, Петра 1, Кутузова и др.
Авторы живописных картин, гравюр, лубка, анонимны. Но это были народные художники, выразившие потребность в родной стихии, мечту о счастливой жизни и радости
Жанры народного изобразительного творчества не исчерпываются бытовым портретом и лубком, есть и множество других. Это живописная вывеска в сущности своей – декоративное панно, сочетающее в себе элементы шрифта, натюрморта, торговой геральдики, иногда пейзажного, бытового и аллегорического жанров. Это и декоративные росписи жилых и общественных интерьеров, панно – задники для фотоателье, оформление витрин, сцен, балаганов, ярмарочных представлений и другие. К «примитиву» в изобразительном искусстве относится всё то, что имеет прямое или косвенное соответствие в профессиональном искусстве, начиная с 16 – 17 веков.
Но вторая половина 19 – начала 20 века принесла в сферу городского «примитива» существенные изменения. Они были связаны с исчезновением крепостных художников в связи с отменой крепостного права и распадом ремесленных цехов, в том числе художественных. Ряд жанров народного изобразительного искусства исчезли. Ушли домовые росписи и бытовой купеческо-мещанский «примитивный» портрет. Но это был перелом, распад, расслоение, а не исчезновение и не уничтожение городского народного изобразительного искусства. Переживали расцвет русская живописная вывеска, сценическое оформление. Образы лубка воплощались в росписях изделий народных промыслов: посуды, игрушек, сундуков, подносов, прялок и других. Городской «примитив» с развитием техники утратил возможность широкого функционирования и стал частным делом горожанина. Народное изобразительное творчество во многих проявлениях стало делом любительским, дилетантским, искусством личного пользования, практикуемым в свободное от работы время. Это искусство уже не приносило материальных благ, давало только духовное удовлетворение. В ряде стран его стали называть «искусством воскресного дня», когда речь шла о творчестве людей, ушедших на пенсию.
Именно в этот период «примитив» почти полностью утратил свою анонимность. Стали известными имена художников П. Гогена, А. Руссо, А. Мозес и другие. Их картины представляют на выставках. Творчество народных художников стало объектом внимания профессиональных художников. Появилось новое направление – «примитивизм» (конец 19 – начало 20 века), который обращался к культуре наивного, неиспорченного цивилизацией творчества, следовал нормам «примитива», вознося третий тип худ. культуры в высшие сферы учёного искусства.
Государство и отдельные меценаты поддерживали и опекали народных художников и зачастую ставили их в сложное положение. Стремление сохранить в творчестве любителей полюбившийся стиль стало тормозить их развитие, а попытки обучить языку профессионального искусства привели к дилетантству и обесцениванию «примитива».
Таким образом, 20 век – это время признания «примитива» в профессионально – художественной сфере и в государстве. На фоне исчезновения фольклора из жизни и быта деревни происходит сублимация творческих способностей, энергии и фантазии народа. Укрепляется вера народных мастеров в важность и значимость своего творчества.
- 7. Необрядовые формы бытования фольклора, устная проза.
- 8. Необрядовые формы бытования фольклора, устно поэтические жанры.
- 9. Детский фольклор. Жанры. Общая характеристика.
- 10. Семейно-бытовые обряды. Родильный. Рекрутский. Похоронный.
- 11. Дпт.
- 12. Понятие городской примитив.
- 13. Любительство и самодеятельность. Их взаимодействия. Общая характеристика.
- 14. Разновидности коллективов нхт
- 15. Руководитель в коллективе нхт
- 16. Нхт Прикамья
- 18. Функции нхт
- 19. Способы изучения, сохранения и развития форм нхт