logo search
Искусство Запада 1XX-ХХв

Тема 4. Элитарное искусство

На рубеже XIX-XX века наступает полное раздробление ценностей, утрата больших стилей, доминирует идея крушения мира. Это время разброда и шатаний, «когда мораль либо разлагается, либо корчится в судорогах»2, эта скептическая современность «не верит ни в бога, ни в гуманность, ни в корону, ни в нравственность…»3. Это годы душевной усталости и повального эстетизма, повышенной нервной напряженности, истерии, лихорадочной активности, реализуемой в самых разнообразных формах. В начале ХХ века вспыхиваетфовизм, формируются кубизм, орфизм, синхромизм, складываются группы «Синий всадник», «Мост», Золотое сечение (Section d’Or). Искусство встает по ту сторону добра и зла, отвлекается от социальной действительности, ищет опору в глубинах субъективности. Артистическая субъективность, противостоящая действительности, определяет особенности элитарного искусства, получившего название модернизм. В условиях декаданса формулируется элитарная теория искусства, характерная для декаданса и последующего развития модернизма. Теория «искусства для искусства» изложена в книге Замыслы О.Уайлда:

1)Искусство ничего не выражает, кроме себя самого. Оно ведет самостоятельное существование, подобно мышлению, и развивается по собственным законам. Ему нет надобности быть реалистичным в век реализма, или спиритуальным в век веры. 2)Все плохое в искусстве существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал. В тот момент, когда искусство отказывается от вымысла и фантазии, оно отказывается от всего. Единственно красивые вещи - это те, до которых нам нет никакого дела. 3)Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни, ибо цель сознательной жизни в том, чтобы найти себе выражение, а искусство указывает красивые формы для воплощения этого стремления. Эта же элитарная позиция звучит в романтических стихах А.Пушкина:

Не для житейского Волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв!

Отсюда требование: «музыки прежде всего» (Верлен) и творческий метод: «Шедевр должен расцветать у художника, как цветок, - столь же совершенным в бутоне, как и в полном цвету, без объяснения причины своего существования, не выполняя какой-либо миссии» (Д.Уистлер). Требования к мастерству: «1.Безупречность исполнения. 2.Тишина действия. 3.Голова, а не тело преобладает. 4.Освобождение от грубых проявлений – страдания, ужаса, порока» (Д.Рескин).