logo search
Гойчуева

3.Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».

Картина «Чёрная море» написана в 1881 году, использованные материалы холст и масляные краски. (см.Приложение №3).

И.К.Айвазовский в 50-х годах иногда отступал от излюбленной им морской темы, но даже там, где нет моря, он изображает степи, своими просторами подобные морю, и сверкающее светом небо. В 70—80-х годах, когда вполне расцвело и окрепло такое направление в пейзажной живописи, как реалистическое, И.К.Айвазовский, испытывая воздействие искусства демократического реализма, написал монументальное полотно «Чёрное море». Картина поражает суровой реалистической правдой. Это произведение простое по сюжету, но действительно неповторимое по силе и выразительности чувств.

Незадолго от написания это картины, И.К.Айвазовский виделся с Ф.М.Достоевским, и был поражён его желание писать правду и восклицаниями, что для этого нужно страдать, эта встреча произвела на художника большое впечатление, и у него из головы никак не выходили слова писателя. То, что сказал Фёдор Михайлович: « Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать! Сердце кровоточить должно, когда пишешь! Босыми ногами по острым камням надо идти к правдивым страницам» отчасти поменяло отношение Ивана Константиновича к искусству, и в итоге долгих размышлений он написал «Чёрное море».(3,с.190).

На полотне почти ничего нет кроме воды и неба. На картине море изображено в сумрачный, ветреный день. Всё небо затянуто тяжёлыми облаками. Они низко нависают над морскими просторами, будто небо и волны готовы слиться в жестокой схватке. Создавая особый торжественный строй полотна, волны, рождаясь где-то на горизонте, стремительно движутся на зрителя. Видно, что художник восхищается мощью морской стихии. И только еле различимый силуэт корабля на горизонте, напоминает о присутствие человека.

Полотно написано в строгой, сдержанной колористической гамме, которая полностью построена на сочетание тёплых серых тонов неба и зеленовато-синего цвета воды. В центре полотна цвет сгущается до черноты и напоминает о бездонных глубинах моря. Это придает картине еще более возвышенный вид. Свет на картине распределяется не совсем равномерно, В основном хорошо освещено небо, а вода находится в затемнении, что говорит о том, какими неизведанными и тёмными для людей являются морские просторы. В темноте моря может скрываться что угодно.

Картина оказывает необычайно сильное эмоциональное воздействие. Она – свидетельство того, что Айвазовский понимал и чувствовал не только внешнюю красоту моря, но улавливал строгий ритм его дыхания и восхищался потенциальной мощью стихии.

«Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно ещё бесконечнее.» Так о картине отзывался И.Н.Крамской.(6,246).

Картина написана так, что смотря на неё, зритель перемещается внутрь произведения, волны словно выходят за рамки. Изображение настолько объёмно и реально, что можно представить себя окружённого этой стихией.

В этом произведении И.К. Айвазовского, видно насколько изменились творческие взгляды художника, он стал писать в более реалистичном стиле, нежели раньше. Возможно, это связанно, с тем, что происходило в это время в России. На почве горячих споров об отмене крепостного права шла переоценка ценностей, утверждались новые идеалы. Художники стремились, как можно более правдиво рассказать о суровой жизни народа, заостряли внимание на её теневых сторонах. Критический реализм становится определяющим художественным направлением.

Однако, несмотря на всё, картин подобных «Чёрному морю», среди огромного количества произведений И.К.Айвазовского, не очень много. В его творчестве все равно преобладали картины романтического характера.

Иван Константинович умел видеть красоту близкой ему стихии не только во внешних эффектных проявлениях, а и в едва уловимом, строгом ритме её дыхания, в её скрытой потенциальной мощи, и картина «Чёрное море» свидетельствует об этом. В ней он сумел передать не только внешний рисунок ритмического чередования черноморских волн, с особой изобразительной ясностью и художественной правдой, но и что важнее, - сумел сообщить ему неотделимое от зрительного образа шумовое звучание, ассоциирующееся с музыкальным ритмом.

За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. Море и небо - вот главные герои, а сюжет – их противостояние и единство.

Художник впервые представил картину на выставке в Академии художеств. И.Н.Крамской был большим поклонником этого произведения и даже включил его в свою собственную работу «Неутешное горе», он поместил её за спиной у героини своей картины, сделав своеобразным « зеркалом» её душевных переживаний. (см.Приложение №4.)