III. Заключение.
Из всего выше приведённого можно сделать вывод, что И.К.Айвазовский был величайшим художником-маринистом. Никто в искусстве XIX века не сумел достичь такого восприятия морской стихии, как это сделал он. Не один живописец того времени не видел всей грандиозности, величественного спокойствия или грозного могущества моря. Никто не передал неуловимый ритм движения морских волн, не ощутил пульсирующего прибоя, так как Иван Константинович. Его искусство легло в основу армянской пейзажной живописи.
Независимо от сюжетного содержания, в картинах И.К.Айвазовского, очень явно видно стремление охватить широкие просторы, это придаёт особую значимость его работам и покоряющую силу искусству. Художник посвятил всю свою жизнь маринистической живописи, за это время он не только изучил всё многообразие явлений морской и воздушной стихий, но нашёл и разработал для их воплощения огромный арсенал технических приёмов. Благодаря огромному творческому опыту на пути Ивана Константиновича не вставали трудности технического порядка, его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла. Он так искусно передавал раскат волны на песчаном берегу, глубоко постиг различные состояния воздушной среды, всё это помогало ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения. Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении.
Понятно, что художники-пейзажисты существовали и до Ивана Айвазовского, но именно он стал первым русским маринистом, потому что сумел воплотить в этом стиле живописи чувства и мысли, волновавшие передовых людей его времени и придать глубокий смысл его искусству. Художник был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, он передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде спокойных и ласковых штилей, то в образе грозной, бушующей стихии.
Критик В.В.Стасов писал «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно предающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами». (2,с.10)
Жизнь И.К. Айвазовского полностью была посвящена искусству, рисунки его представляют широкий интерес, как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Творчество И.К. Айвазовского патриотично, а заслуги в искусстве отмечены во всём мире. Начав с произведений ярко насыщенных романтическими образами, он пришёл к проникновенному глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии.
И.К.Айвазовский сумел выразить потрясающую грандиозность морского пейзажа в своём творчестве. Его картины полны чувства свободы, силы и оптимизма.
Он разработал многие технические приёмы для изображения бурного моря и грозового неба, яркого солнечного заката и мягкого блеска восходящей над морем луны. Но художник не замыкался в рамки маринистической живописи. Впервые в русском искусстве им был создан большой цикл картин кавказкой природы, отличавшийся не только высоким живописным мастерством, но и большой познавательной ценностью.
Живописец работал с поразительной быстротой и неутомимостью до конца своих дней. Наследие Ивана Константиновича Айвазовского огромно. Его творчество охватывает огромный промежуток времени – шестьдесят лет, и за это время он написал невероятно большое количество картин – свыше трёх тысяч. На своей родине художник создал картинную галерею, которая в советскую эпоху была самым крупным собранием его произведений.
В искусстве И.К.Айвазовского заложена большая познавательная ценность: она сделало море понятным для многих, близким, дорогим, помогло узнать и полюбить его, научило шире познавать природу, видеть в обычном прекрасное.
Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
И.К.Айвазовский прожил в Феодосии долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.
Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.
Великий художник умер в Феодосии 2 мая 1900 года, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Список используемой литературы:
Анфертьев И.А., «Флагманский живописец российского военно-морского флота», ж. «Военно-исторический журнал», №2, 2004 г.
Барсамов Н.С., «Айвазовский», «Искусство», М.,1962 г.
Вагнер А., Григорович Н. «И.К.Айвазовский», серия «Жизнь в искусстве», М., 1970 г.
Локотьков Н., «Родившийся у моря и прославивший его», ж., «Введенская сторона», №3, 2007 г.
Погребецкая И.М., «Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского», «Таврия», Симферополь,1980 г.
«История русского искусства», под ред. Прыткова В.А., «Искусство», М., 1960 г.
МУ Общеобразовательная школа-интернат
«Лицей-интернат»
- I. Введение.
- II.Основная часть.
- 1.Путь автора к творчеству
- 2.Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».
- 3.Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».
- III. Заключение.
- Реферат по мировой художественной культуре на тему: «и.К.Айвазовский основатель русского маринизма»