59. Живопись раннего Романтизма. Щедрин, Тропинин, Венецианов, Кипренский.
Романтизм – явление европейской культуры XVIII-XIX веков, представляющее реакцию на Просвещение и исходящий научно-технический прогресс; идейное и художественное направление; Характеризуется духовно-творческой жизнью личности, изображением страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В начале XIX века романтизм стал обозначением направления, противоположного классицизму и Просвещению.
В 20-30-х годах работы художников Романтизма отличались "нервной возбуждённостью"; читалось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности". Борьба против классицистских норм длилась почти полстолетия.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) – русский художник, пейзажист.
Родился в Петербурге; отец – известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор скульптуры.
С 1800-1811 учился в Академии художеств. В 1811 за картину "Вид с Петровского острова" получил большую золотую медаль; в 1818 уехал в Италию, где он остался до конца своих дней. Умер Щедрин в Сорренто 27 октября 1830 года.
Первые картины писал в мастерской; исполнены в манере классицизма с присущей условностью в цвете и композиции.
Пейзажи итальянского периода, такие как: "Колизей", "Водопад" – верны натуре, но не представляют собой целостного пейзажа-картины; присутствует необъединенность, разрозненность точно скопированных деталей.
Серия картин "Новый Рим. Замок святого Ангела" (один мотив, повторенный художником при различном освещении восемь раз) явился поворотным этапом в творчестве Щедрина. По-новому трактуется сюжет: рыбачьи лодки с людьми, стены жилых домов – на первый план, а "старый" Рим перемещён в глубину и стал своеобразным фоном. Меняется в пейзажах и цветовая гамма: сумрачные коричневые тона переходят теперь в холодные – серебристые, голубые и зеленоватые тона.
В Неаполе и Сорренто он создает ряд морских пейзажей: "Вид Неаполя. Санта Лючия", "Вид Сорренто близ Неаполя", "Рыбаки у берега", "Большая гавань в Сорренто", "Малая гавань в Сорренто", "На острове Капри". В этих произведениях полно отображают талант художника. Человеческие фигуры в его картинах – живые, люди, занятые своей работой; передавая жизнь рыбаков и простых граждан, художник внёс в пейзажи черты жанровости; присутствует романтическая приподнятость, стремление к световым и колористическим эффектам. Картины обретают зыбкий и тревожный драматизм.
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – русский живописец, мастер портрета.
Василий Тропинин родился селе Корпово Новгородской губернии в семье крепостного рабочего.
В 1798 Василий был отдан в обучение в петербургскую Академию художеств. В 1823 художник наконец получает свободу; уже в сентябре представляет картины "Кружевница", "Нищий старик" и "Портрет художника Е. О. Скотникова" , а год спустя, за "Портрет К. А. Леберехта" ему присваивают звание академика.
Всего Тропинин создал более 3000 портретов; скончался 3 мая 1857 в Москве. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.
Первые работы художника относят к романтизму. Находясь в среде горожан, с которых и стал писать портреты, художник приходит к реализму.
Автор старался подчеркнуть типичность героев. он симпатизировал им. С этой же целью Тропинин не показывал явную социальную принадлежность людей.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) – русский живописец, мастер жанровых сцен, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Родом из Греции; прозвище Венециано получил еще прадед, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился в Москве; Семья занималась торговлей.
Начал обучаться живописи самостоятельно. В 1829 получил звание придворного живописца.
Венецианов погиб после несчастного случая по дороге в Тверь 4 декабря 1847 в селе Поддубье Тверской губернии.
Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), Н. М. Карамзина (1828); однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли образы крестьян. "Жнецы", "Спящий пастушок", "Захарка" – долгие годы привлекают внимание зрителя.
Художник работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Внебрачный сын помещика, Орест родился на мызе Нежинской, на территории нынешней Ленинградской области.
Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (1812), в 1816-1822 и с 1828 года – в Риме и Неаполе.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
Кипренский – первый русский портретист XIX века. Ему принадлежит "Портрет А. К. Швальбе" (1804), дебютный портрет. В Италии его работу приняли за творение Рембрандта.
В 1827 выполняет портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина).
- 1.Итальянское барокко.Лоренцо Бернини.
- 3.Стиль классицизм. Общая характеристика.
- 4. Стиль барокко. Общая характиристика.
- 5. Характерные черты стиля маньеризма.
- 7. Стиль рококо. Происхождение и представители.
- 8. Искусство начала 18в. Влияние истровских реформ на культуру России.
- 12. Общая характеристика живописи барокко
- 13. Характеристика стиля Ампир
- 15. Караваджо(Микеланджело Меризи де Караваджо)(1573-1610)
- 16. Рембрандт(1606-1669)
- 17. Скульптура эпохи Барокко в Италии.
- 19. Ван Дейк (1599-1641)
- 20. Франс Халс (1581 – 1666)
- 21. Ян Вермер Делфтский (1632 – 1675)
- 22. Творчество ж.Л. Давида (1748 – 1825).
- 23. Творчество Ивана Никитича Никитина.
- 24. Живопись классицизма. Антон Павлович Лосенко.
- 25. Архитектура эпохи барокко в России.
- 26. Живопись Вишнякова, Аргунова, Антропова.
- 27. Характерные черты эпохи классицизма
- 28. Творчество Энгра
- 29. Творчество Буше
- 30. Творчество Жана-Антуана Ватто
- 31. Творчество Фрагонара и Шардена.
- 32. Творчество д.Трезини.
- 33. Стиль рококо в россии. Общая хар-ка и представители.
- 34. Стили шинуазри. Общая хар-ка
- 36. Нарышкинское барокко.
- 37. Архитектура стиля классицизм в западноевропейском искусстве.
- 39. Живопись классицизма.Н.Пуссен
- 40. Живопись классицизма.К. Лоррен
- 41. Живопись классицизма. Ж.О. Энгр (1780 – 1867)
- 42. Живопись классицизма. Ж.Л. Давид (1748 – 1825)
- 43. Классицизм и ампир в России. Общая характеристика.
- 44. Архитектура классицизма.
- 45. Представитель классицизма. Ви Баженова, мф Казаков.
- 46. Представитель классицизма. Д Кваренге, ч. Камерон.
- 47. Представитель классицизма. Ан Воронихин, ад Захаров.
- 48. Представитель классицизма. Ки Росси, ои Бове.
- 49. Представитель классицизма.
- 50. Скульптура стиля классицизм. Ф. И. Шубин.
- 51. М.И. Козловский, э.М. Фальконе, и.П. Мартос.
- 52. Романтизм в западноевропейском искусстве: Делакруа, Рунге, Фридрих, Жерико, Блейк, Тернер.
- 53. Ф.С. Рокотов. Живопись классицизма.
- 54. Д. Г. Левицкий. Живопись классицизма.
- 55. В. Л. Боровиковский. Живопись классицизма.
- 56. Романтизм в русском искусстве
- 57. Прерафаэлиты
- 58. Живопись позднего Романтизма. Брюллов, Иванов.
- 59. Живопись раннего Романтизма. Щедрин, Тропинин, Венецианов, Кипренский.