Монументальная живопись Древнего Рима
Типичным примером является построенный во время Августа Алтарь Мира, на четырёх сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками и различными фигурами. Наиболее выступающие части барельефа взаимодействуют с окружающим пространством, светом, воздухом: промежуточные и более глубокие слои способствуют иллюзорному разрушению физической плоскости и созданию воображающей глубины, неизбежно ограниченной плитой алтаря. Ветви аканта хотя и даны в виде рельефа, но вместе с тем построены в виде ритмических украшений стены, то есть приведены в соответствие с её плоскостью. Последняя выступает, таким образом, как соединительная мембрана между естественным пространством и пространством воображаемым.
Для пластических украшений используется также техника стукко, особенно подходящая для получения более тонких светотеневых и художественных эффектов. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью. Практически эта же самая смесь, которая использовалась в Греции в качестве последнего слоя, которым покрывались архитектурные детали и скульптура и который служил основой для нанесения красок. При корпусном нанесении на поверхность, то есть в виде слоя значительной толщины, смесь эта поддавалась лепке и использовалась для создания рельефных изображений, которые формируются непосредственно на стене, пока смесь ещё не застыла. По высыхании и затвердении поверхность приобретает шелковистость, чувствительную к малейшему изменению освещения, и имеет вид монохромной живописи. В самом деле, по своим пластическим свойствам стукко скорее приближается к живописи, чем к рельефу. Это находит своё отражение как в быстроте лепки, так и в нежных, сочных светотеневых переходах. И действительно, техника стукко применяется вместо живописи, там где из-за влажности или слабой видимости нельзя прибегнуть к настенной росписи. Типичным её примером является великолепное украшение подземной базилики Порта-Маджоре в Рим. Древнеримская настенная живопись зависит, несомненно, от эллинистических образцов.
-
ТЕТРАДЬ
-
Содержание
- Искусство Двуречья.
- Искусство Древнего Египта. Древнее царство
- Искусство Древнего Египта. Новое царство
- Искусство древней Греции
- Искусство этрусков
- Искусство Римской республики
- Римская империя
- Монументальная живопись Древнего Рима
- Художественная культура и искусство средних веков
- Основные этапы развития Византийского искусства
- Ранняя Византия
- Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261 – 1451)
- Происхождение икон. Иконографические типы.
- Искусство в эпоху переселения народов
- Романский стиль
- Романское искусство. Франция.
- Романское искусство. Германия
- Готический стиль.
- Готическое искусство. Франция
- Готическое искусство Германии
- Древнерусское искусство
- Происхождение иконостаса
- Искусство Киевской Руси
- Искусство Новгорода и Пскова в 13 – 15 веках
- Феофан Грек
- Искусство Московского княжества 14 – первой половины 15 века
- Андрей Рублёв и его школа
- Дионисий
- Древнерусское искусство 17 века
- Симон Ушаков и Фёдор Зубов