4. Регуляция, саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка
Психические состояния отражают особенности взаимодействия человека и среды. С одной стороны, при изменении этого взаимодействия состояния меняются таким образом, чтобы способствовать адаптации организма к окружающей среде. С другой стороны, психические состояния являются индикаторами внешних событий.
Физиологические механизмы возникновения саморегуляции:
Первый этап. В коре головного мозга формируется так называемая доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждения). Она подчиняет себе активность организма и деятельность человека.
Второй этап. Возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус. Он заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большое количество гормона. Под влиянием данного гормона надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны). Последние вызывают разнообразные физиологические эффекты – сильнее бьется сердце, учащается дыхание и др.
Третий этап. Если конфликт не разрешился и негативное взаимодействие со средой не прекратилось, в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.
Два пути регуляции такого состояния:
снизить для себя значимость происходящего
или же изменить ситуацию. .
Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма. Он позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.
Введение АТ связывают с именем И. Шульца (J.H. Schultz). Им было предложено использовать данный метод для лечения неврозов, однако в настоящее время он находит более широкое применение, например, в качестве психогигиенического средства при подготовке людей, работающих в условиях эмоционального напряжения и экстремальной нагрузки, например, спортсменов, летчиков.
Существует несколько модификаций классической АТ. Например, были разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизующие человека.
Упражнения низшей ступени АТ воздействуют преимущественно на вегетативные функции. Высшие психические функции стимулируются на высшей ступени АТ. На высшей ступени выполняются упражнения, цель которых – научить вызывать сложные переживания, приводящие к "самоочищению" и излечению через нейтрализацию негативных переживаний.
Освоить АТ может практически любой человек, но легче она дается людям, способным вызывать в сознании яркие живые образы.
- 1.Эмоциональные психические состояния
- 1. Отчетливо выраженная интенсивность.
- 2. Ограниченная продолжительность.
- 3. Осознанный характер.
- Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.
- 2. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения
- 3. Функциональные психические состояния
- 4. Регуляция, саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка
- 5. Общение
- 6. Межличностные конфликты
- 7.Взаимодействия в малой группе
- 8. Жизненный путь личности (по э. Эриксону)
- 9.Самоактуализация личности по а. Маслоу