5. Общение
Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.
Три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Коммуникативный компонент (передача информации от одного участника общения к другому). Специфика:
одновременная активность всех участников общения;
важность правильного понимания передаваемой информации;
значимость;
психологические особенности, влияющие на восприятие и переработку информации.
В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем.
Функции:
Дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.
В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:
Оптико-кинетическая система (жесты, мимика);
Паралингвистическая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая система (паузы в речи, смех, темп речи);
Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения);
Визуальный контакт (частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда).
Перцептивный компонент (процессы восприятия).
Интерактивный компонент общения (воздействие партнеров друг на друга). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров.
Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации.
Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу".
"Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает.
"Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен.
Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.
Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве.
- 1.Эмоциональные психические состояния
- 1. Отчетливо выраженная интенсивность.
- 2. Ограниченная продолжительность.
- 3. Осознанный характер.
- Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания.
- 2. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения
- 3. Функциональные психические состояния
- 4. Регуляция, саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка
- 5. Общение
- 6. Межличностные конфликты
- 7.Взаимодействия в малой группе
- 8. Жизненный путь личности (по э. Эриксону)
- 9.Самоактуализация личности по а. Маслоу