logo
КСР 4 (ответы полные)

5. Общение

Общение – процесс взаимодействия с целью обмена информации, чувствами, совместной деятельностью.

Три основных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Коммуникативный компонент (передача информации от одного участника общения к другому). Специфика:

  1. одновременная активность всех участников общения;

  2. важность правильного понимания передаваемой информации;

  3. значимость;

  4. психологические особенности, влияющие на восприятие и переработку информации.

В зависимости от используемой знаковой системы, выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация основывается на использовании речи как знаковой системы. Невербальная коммуникация основывается на использовании неречевых знаковых систем.

Функции:

Дополнение вербальной коммуникации, замещение вербальной коммуникации и выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

В невербальной коммуникации используются следующие знаковые системы:

  1. Оптико-кинетическая система (жесты, мимика);

  2. Паралингвистическая система (тон и диапазон голоса, интонационные особенности) и экстралингвистическая система (паузы в речи, смех, темп речи);

  3. Организация пространства и времени общения (например, допустимая величина опоздания, длительность общения);

  4. Визуальный контакт (частота взглядов в глаза партнеру, преимущественное направление взгляда).

Перцептивный компонент (процессы восприятия).

Интерактивный компонент общения (воздействие партнеров друг на друга). Основное содержание взаимодействия в процессе общения – урегулирование совместной деятельности партнеров.

Позиция – это социальный статус партнеров по общению относительно друг друга в данной конкретной ситуации.

Варианты позиций в общении, предложенные Ф. Перлзом: "собака сверху" и "собака снизу".

"Собака сверху" – это "хозяин положения", задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает.

"Собака снизу" – это "подчиненный", человек, требующий защиты и покровительства; он лишен инициативы и власти, пассивен.

Неадекватное понимание партнеров, потребностей в общении, несогласованность позиций, неумение слушать, нежелание понять часто приводят к нарушению общения, к конфликтам.

Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей Преследователя, Жертвы и Помощника. Преследователь – это тот, кто устанавливает ограничения в поведении других и контролирует их исполнение. Жертва – это человек, который делает вид, что страдает от данных ограничений. Помощник – тот, кто помогает (пытается помочь) Жертве.