logo search
История искусств шпаргалки

Симон Ушаков и Фёдор Зубов

УШАКОВ, СИМОН ФЕДОРОВИЧ (ок. 1626–1686), русский художник и теоретик искусства, прославившийся своим стремлением реформировать русскую церковную живопись. Родился в Москве ок. 1626, скорее всего в семье посадских людей. В 1648 поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т.е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений. Завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. В 1657 ему поручено было «поновить» росписи одной из комнат кремлевского дворца, и с той поры уже не один крупный заказ в Москве не обходился без Ушакова. В 1664 он особым указом переводится в Оружейную палату, где состоит «жалованным» «царским изографом», а по сути – главным экспертом не только по живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства.

Среди работ, исполненных Ушаковым с учениками и подмастерьями, – фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля, иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656–1657); из этих произведений в наиболее первозданной форме дошли до нас росписи Успенского собора (частично) и живописный ансамбль храма Троицы. Сохранилось также немало отдельных, в значительной части подписных икон Ушакова.

В своем искусстве мастер активно использовал приемы «фряжского», т.е. западного ренесансно-барочного искусства. Лики в его иконах обретают светотеневую моделировку, взгляды кажутся «живыми», – он добивается этого впечатления с помощью «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой. Интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Порою отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком заимствуются с западных гравюр. Ушаков оказал сильное влияние на русское церковное искусство (среди его учеников – Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и другие мастера), предвосхитив новый его курс в эпоху петровских реформ.

Умер Ушаков в Москве 25 июля 1686.

ФЕДОР ЗУБОВ (до 1647 - 3 ноября 1689) - иконописец Оружейной палаты.

Уроженец г. Соликамска, происходит из рода солеторговцев. В 1650-х гг. переезжает в Великий Устюг, где пишет икону Спаса Нерукотворного. В июне 1657 расписывал Архангельский собор московского Кремля. В 1660 настоятель Антониево-Сийского монастыря просил Федора Зубова приехать в монастырь для его восстановления после большого пожара, и писания на заказ икон; в том же году иконописца вызывали в Москву, но Федор уже работал в Ярославле в Покровской церкви, где и был оставлен до окончания работ. В 1662 прибыл в Москву, писал икону патрональных святых царского семейства. 1 декабря 1662 года назначен одним из пяти (вместе с Ушаковым, Резанцем, Леонтьевым и Козловым) жалованных иконописцев с жалованием 12 рублей в год, "овса по 30 четвертей и поденного корму по 21 алтын в день". Имя Федора Зубова постоянно упоминается в документах Оружейной палаты в связи с разнообразными работами преимущественно коллективного характера, где он выступает как организатор, руководитель и иконописец-знаменщик. Всего Зубов работал в Москве около 40 лет. Его кисти принадлежит и приписывается большое число произведений.

В 1689 году Федор Зубов пережил пожар: "погорел и разорился без остатку", в феврале "на пожарное разорение" получил из Оружейной палаты 10 рублей. 3 ноября того же года скончался.