32. Искусство хх века. Кубизм: п. Пикассо, ж. Брак.
Кyбизм - (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Американский искусствовед Дж.Голдинг писал, что кубизм – “самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса”. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины.
К концу своей жизни, в 1904 г., художник Поль Сезанн (1839-1906) предложил молодым художникам геометрическое видение мира: « изображайте природу с помощью цилиндра, шара, конуса». Пабло Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) последовали этому совету, основав в последствие кубизм. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие.
Пабло Пикассо – испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер. Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше", "Дриаде", "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. В 1907 году Пикассо написал картину «Авиньонские девушки», которая стала первым в истории кубистическим произведением.
Во многих натюрмортах 1909 г. видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно". Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара, над которым Пикассо работал в 1910 г. Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий.
В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 гг., зачастую использовалась изобретенная Браком техника коллажа, они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 г. и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 г.).
Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. И таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал занимать мастера, создавшего его.
Жорж Брак – французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Ранние работы Брака относятся к импрессионизму, но в 1905 году, посетив выставку фовистов, он принимает их стиль. Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дом в Эстаке» («House at L’estaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления. Начиная с 1909 года Брак начал работать в тесном сотрудничестве с Пабло Пикассо, который развивался с аналогичным подходом к живописи. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племен и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения. Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения (это делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски.
Во время Первой мировой войны Брак был тяжело ранен в голову и смог вернуться к живописи только в 1917 г. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956). В восьми полотнах этой серии художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества. В этих работах примечателен мотив летящей птицы, как олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953).
- 1. Искусство Древнего Египта: архитектура
- 2. Искусство Древнего Египта: скульптура
- 3. Эгейское искусство. Крит. Микены.
- 4. Греческое искусство. «Гомеровская» эпоха. Архаическая эпоха.
- 5. Греческая классика
- 6. Эллинистическое искусство
- 7. Искусство Рима: архитектура
- 8. Искусство Рима: скульптура и живопись
- 9. Западноевропейское искусство Средних веков. Дороманское искусство (V в. – кон. X в.)
- 10. Романская архитектура и скульптура во Франции и Германии.
- 11. Архитектура готического стиля
- 12. Изобразительное искусство Готики
- 13. Итальянское Возрождение. Гиберти, Донателло, Мазаччо
- 14. Высокий Ренессанс. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан
- 16. Западноевропейское искусство XVII в. Голландия: Рембрандт, Ян Вермер
- 17. Западноевропейское искусство XVII в. Италия. Караваджо. Карраччи. Бернини
- 18. Западноевропейское искусство 17в. Испания: Рибера, Веласкес, Мурильо
- 19. Западноевропейское искусство XVII в.Франция: Пуссен, Лоррен
- Западноевропейское искусство XVIII в. Англия: портрет и пейзаж.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Рококо.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Давид.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Италия. Ведутисты. Тьеполо.
- 24. Западноевропейское искусство 19 века, Англия: пейзажисты Констебл и Тернер
- 25. Западноевропейское искусство XIX в. Англия: прерафаэлиты
- 26. Западноевропейское искусство XIX в. Испания: ф.Гойя.
- Западноевропейское искусство XIX в. Франция: Жерико, Делакруа.
- 28. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Реализм: Курбе.
- 29. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Импрессионизм.
- 30. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн.
- 31. Западноевропейское искусство XIX в. Германия: романтический пейзаж к.Д.Фридриха.
- 32. Искусство хх века. Кубизм: п. Пикассо, ж. Брак.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 34. Искусство хх века. Фовизм – Матисс.
- 35. Искусство хх века. Поп-арт.