logo
vse-vmeste

34. Искусство хх века. Фовизм – Матисс.

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Кеес ван Донген, Жорж Брак и других.

К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 гг., однако вскоре объединение распалось, и творческие пути участников разошлись.

Анри Матисс (1869-1954)

В 1904 году Матисс создаёт картину «Роскошь, покой и сладострастие», где проявилась техника точечных раздельных мазков. Но точкой отсчёта фовизма принято считать «Женщину в зеленой шляпе», представленную публике в 1905 году. Фурор, вызванный этой работой, носил во многом скандальный характер, и новое направление не сразу было принято простыми зрителями. Многие картины Матисса той поры представляют собой цепь экспериментов, когда цвет на полотнах становиться всё более чистым и экспрессивным, рисунок упрощается, а объём пространства обращается в плоскость.