3.Категории античной эстетики.
Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее.
Категория возвышенного в отличие от категории прекрасного не получила развития в античной эстетике. Если она или близкие к ней категории рассматривались античными авторами, то только в связи с риторическими стилями. Так, например, в трактате неизвестного латинского автора Псевдо-Лонгина «О возвышенном эта категория рассматривается преимущественно в связи с риторическими приемами.
Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.
Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.
Безобразное, как и прекрасное является одной из ключевых эстетических категорий. Эта категория с древнейших времен привлекала философов и теоретиков искусства, но исчерпывающей и адекватной трактовки безобразного дано так и не было. Однако следует различать безобразное и уродливое. Оно как и ужасное и низменное представляет собой одну из эстетических модификаций, уродливое не обязательно обладает эстетическими функциями. Безобразное же представляет собой именно эстетическую категорию. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.
- 1.Эстетика как философская наука.
- 2.Предмет эстетики.
- 3.Категории античной эстетики.
- 4.Эстетические идеи в философии Сократа, Платона и Аристотеля.
- 5.Патристическая эстетика.
- 6.Эстетика Аврелия Августина.
- 7.Эстетика западноевропейского Средневековья.
- 8.Эстетика эпохи Возрождения в теоретических трактатах и художественной практике.
- 9.Классицизм и барокко как эстетические феномены XVII в.
- 10.Эстетика французского Просвещения. Основные представители и идеи.
- 11.Немецкая классическая эстетика.
- 12.Художественная практика и эстетика романтизма.
- 13.Русский религиозный ренессанс (конец XIX-первая треть xXв.В.).
- 14.Марксистская эстетика.
- 15.Реализм и натурализм в искусстве.
- 16.Проблемы художественного творчества.
- 17 Вкус как эстетическая категория.
- 18.Прекрасное в истории эстетики.
- 19.Эстетический смысл трагического.
- 20.Комическое как эстетическая категория.
- 21.Искусство как эстетический феномен.
- 22.Морфология искусства.
- 23.Стиль в искусстве.
- 25.Культовый синтез искусств в византийской литургической эстетике.
- 26. Романский и готический стили как выражение западно-христианских эстетических идеалов.
- 28.Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов.
- 29.Эстетические парадигмы модернизма.
- 30. Эстетика постмодернизма.