26. Романский и готический стили как выражение западно-христианских эстетических идеалов.
Термин "Романский стиль" условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Готика. В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс - городская буржуазия. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса. Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий; Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии; Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы; Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру; Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
27.Буддизм и искусство. Будди́зм —религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
- 1.Эстетика как философская наука.
- 2.Предмет эстетики.
- 3.Категории античной эстетики.
- 4.Эстетические идеи в философии Сократа, Платона и Аристотеля.
- 5.Патристическая эстетика.
- 6.Эстетика Аврелия Августина.
- 7.Эстетика западноевропейского Средневековья.
- 8.Эстетика эпохи Возрождения в теоретических трактатах и художественной практике.
- 9.Классицизм и барокко как эстетические феномены XVII в.
- 10.Эстетика французского Просвещения. Основные представители и идеи.
- 11.Немецкая классическая эстетика.
- 12.Художественная практика и эстетика романтизма.
- 13.Русский религиозный ренессанс (конец XIX-первая треть xXв.В.).
- 14.Марксистская эстетика.
- 15.Реализм и натурализм в искусстве.
- 16.Проблемы художественного творчества.
- 17 Вкус как эстетическая категория.
- 18.Прекрасное в истории эстетики.
- 19.Эстетический смысл трагического.
- 20.Комическое как эстетическая категория.
- 21.Искусство как эстетический феномен.
- 22.Морфология искусства.
- 23.Стиль в искусстве.
- 25.Культовый синтез искусств в византийской литургической эстетике.
- 26. Романский и готический стили как выражение западно-христианских эстетических идеалов.
- 28.Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов.
- 29.Эстетические парадигмы модернизма.
- 30. Эстетика постмодернизма.