1.Путь автора к творчеству
Особое место в истории пейзажной морской живописи, не только русской, но и мировой, занимает великий художник Иван Константинович Айвазовский, который родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Семья Айвазовских находилась в очень тяжёлом, бедственном положении ко времени рождения Ивана Константиновича. Мать занималась рукоделием на продажу и была вынуждена ходить на поденную работу, а отец занимал должность базарного старосты.
Детские годы И.К. Айвазовского проходили у моря. Дом Айвазовских стоял на возвышенности, с которой открывалась широкая панорама моря. С террасы открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северокрымские степи с древними курганами. В памяти юного художника навсегда запечатлелось ощущение безбрежных просторов моря и яркого южного неба над ним. Когда же на их маленький городок налетала буря, воображение мальчика рисовало картины неравной борьбы человека с бушующем морем, он представлял как рыбаки отчаянно и отважно сражаются со стихией. Рассказы о подвигах боевых кораблей и русских флотоводцах очень впечатляли и глубоко врезались в память юного живописца, они и в дальнейшем на протяжении всей жизни давали почву для творчества художника. Пристрастие к рисованию у мальчика появилось рано, в восемь лет. Свой первый парусник он изобразил на белой стене своего дома куском древесного угля. (1,с.70.)
Самый ранний из сохранившихся рисунков Айвазовского относится к 1829 году. Удивительно то, что непримечательное детское письмо к старшему брату, было столь бережно сохранено его семьёй, это может говорить о том, что его родители были намерены дать сыну художественное образование с самого детства, и именно поэтому уделяли особое внимание первым его шагам в искусстве.
Одним из первых, кто обратил внимание на склонность мальчика к рисованию, был городской архитектор Кох. Как пишет в своей работе Н.С. Барсамов, именно он дал юному художнику первые указания по перспективе и также показал его рисунки градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву, который желая поощрить стремления начинающего художника, сделал Айвазовскому дорогой подарок - ящик акварельных красок и стопку хорошей бумаги.(2,с.13.) Часто бывая в доме А.И. Казначеева, И.К. Айвазовский подружился с его сыном. В 1830 году уезжает с семьёй Александра Ивановича в Симферополь, где определяется в гимназию. Один из учителей гимназии, Иван Гросс, оценил его дарование, как превосходное. Уже в начале 30-х годов молодой художник проявлял потрясающие успехи в рисовании. Первые творческие опыты Ивана Константиновича изображали в основном жанровые сцены.
Поступлению И.К.Айвазовского в академию художеств отчасти поспособствовала Н.Ф. Нарышкина. Гимназические рисунки юного живописца, вместе с прошением отправленные в Петербург, были оценены по достоинству и с 1833 году мальчик зачислен в академию художеств. В Петербург И.К. Айвазовский отправился с семьёй В.А. Башмаковой. Всего через год после поступления в Академию он написал копию в размере оригинала с одной из лучших картин С. Щедрина – «Вид Амальфи близ Неаполя». В том же 1834 году он провёл лето в имении Томилова, где он познакомился с творчеством А.О. Орловского, которое оставило заметный след на формировании его дарования.
В Академии И.К. Айвазовский добился определённых успехов в творчестве, его рисунки приобретали более профессиональный вид, свободу выполнения и стремление к раскрытию сюжета с психологической стороны.
По приказу Николая I в Петербург прибывает Ф.Таннер, но он не успевал справляться с количеством работ порученных императором, и ему в помощники выделили И.К.Айвазовского. Наблюдая за работой Ф.Таннера, молодым автором овладело стремление к самостоятельному творчеству. По предложению А.Н.Оленина, он пишет картину «Этюд воздуха над морем», которая была помещена на академической выставке 1835 года. За эту картину юному живописцу присудили серебряную медаль 2-ого достоинства. Однако эта награда чуть не закрыла путь художника в искусстве. Ф.Таннер, узнав о том, что без его согласия картина попала на выставку, истолковал это как нарушение дисциплины и обратился к Николаю I с жалобой на молодого художника. Всю эту ситуацию удалось разрешить только благодаря хлопотам И.А. Крылова, В.А. Жуковского и профессоров академии художеств. Поддержка со стороны выдающихся людей эпохи помогла не только разоблачить клевету Таннера, но и изменила отношение императора к И.К. Айвазовскому, его картина была приобретена для Зимнего дворца.
Весной 1836 года будущий живописец был прикомандирован на Балтийский флот для учебных занятий на время практического плавания кораблей. Это стало его первым знакомством и началом глубокой привязанности и творческой связи с русским военно-морским флотом. Вернувшись осенью 1836 году, обогащённый новыми впечатлениями, Иван Константинович пишет для выставки в Академии художеств семь картин. На этой выставке он был представлен А.С. Пушкину, как один и талантливых академистов. Встреча с Александром Сергеевичем, знакомство с М.И. Глитнкой, К.П. Брюловым, И.К. Крыловым, В.А. Жуковским и В.Г. Белинским характеризуют благоприятные условия, в которых окрепло выдающиеся дарование И.К. Айвазовского. Они оказали влияние на рост, направление и характер его творчества. О своей единственной встрече с А.С. Пушкиным художник писал: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длительных бесед и расспросов о нём…»(2,с.22.)
В 1837 году, как сообщается в решении общего собрания Академии художеств, ему присваивается золотая медаль первой степени и право путешествия в чужие края для усовершенствования, за превосходные успехи в живописи морских видов.(2,с.22). Даже в начале творческого пути юный художник стремился избегать однообразия сюжетов, об этом свидетельствует список картин представленных на академических выставках. Это умение не повторятся в сюжетах, и выставлять при этом большое количество работ, сопутствовала ему в течение всей жизни.
Уже на четвёртый год обучения И.К. Айвазовский выставляет картины не уступающие по мастерству лучшим работам пейзажистов того времени. В 1837 году он заканчивает Академию художеств, с Большой золотой медалью.
Весной 1838 года, охваченный неудержимым стремлением приступить к работе у себя на родине, Иван Константинович, после длительного отсутствия, вернулся в Феодосию, где он оборудовал мастерскую. В этом году художник написал пять картин, кроме того, шесть приготовил; три из них предназначались для выставки 1839 года: «Лунная ночь», «Ясный день на берегу моря», «Буря».
В 1839 году И.К. Айвазовский принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, как художник. Это плавание имело для молодого живописца большое значение, и нашло отражение и в его дальнейших работах.
Годы работы в Крыму являются этапными в творческом развитии художника, здесь он вполне смог удовлетворить свое стремление к изображению моря и впервые начал работать применяя метод С.Ф. Щедрина, то есть рисуя с натуры, а затем заканчивая картины отделкой в мастерской, этот метод работы был новым для того времени. Именно написанные таким образом картины являются более правдивыми и конкретными, имея больше точных черт.
Многие художники изображали Феодосию до И.К.Айвазовского, но никто не видел её с той стороны, с которой изобразил её он. В картине «Феодосия» Иван Айвазовский написал широкую дугу залива, справа замкнутого обрывистым мысом, а слева – последними домиками города, лежащего на склонах невысоких гор. На переднем плане изображено несколько фигур на пустынной дороге. Возможно, в этой картине художник впервые столкнулся с необходимостью найти новые изобразительные средства для воплощения совершенно иных форм природы, чем те, которые ему приходилось изображать до сих пор. (см.Приложение №1).
В 1840 году И.К.Айвазовский поехал за границу, уже сложившимся мастером – маринистом. Его пребывание за границей было годами непрерывных странствий и успехов. Художник жил и работал в Неаполе и на острове Мальта. Объехал Средиземное море, побывал в Испании, дважды посетил Париж. Слава его достигла стран, где всегда очень высоко ценились маринисты – Англии и Голландии. Вернувшись в Россию, И.К.Айвазовский уже являлся членом Парижской, Римской и Амстердамской Академии Искусств.
Когда художник, в 1844 году, вернулся в Петербург, ему было присуждено звание академика, он бы причислен к Главному морскому штабу и получил заказ на изображения ряда русских морских гаваней.
- I. Введение.
- II.Основная часть.
- 1.Путь автора к творчеству
- 2.Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».
- 3.Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».
- III. Заключение.
- Реферат по мировой художественной культуре на тему: «и.К.Айвазовский основатель русского маринизма»