Основные понятия и этапы становления и развития дизайна, разновидности дизайна
Основные понятия(иллюстрировать)
Дизайн - искусство комбинаторики, стилистики и украшения.
Дизайн - неразрывная взаимная связь эстетик и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму.
Дизайн - творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.
Дизайн - творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Дизайн - творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, обусловленной промышленностью. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера рекламной графики, веб-дизайнера). Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Дизайн как творческий процесс можно разделить на: художественный дизайн и техническую эстетику.
Художественный дизайн - создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы).
Техническая эстетика - это научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна. Устанавливает зависимость условий труда с результатами труда.
Рисунок 1. Пример художественного дизайна
Основные из разновидностей дизайна:
-
Промышленный дизайн (орудия труда, механизмы, бытовая техника, транспортный дизайн, дизайн мебели)
-
Дизайн среды (дизайн городской среды, навигационный дизайн, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористика и суперграфика)
-
Дизайн процессов (фирменные стили, дизайн церемоний, дизайн-программы)
-
3D дизайн (3D анимация, дизайн интерьеров, 3D презентация)
-
Графический дизайн (шрифты, полиграфия, веб-дизайн, визуальная идентификация, товарные знаки, визуальные коммуникации, мобильный дизайн)
-
Ландшафтный дизайн (создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология)
-
Архитектурный дизайн (массовое строительство, инженерные сооружения)
-
Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Основные категории объекта дизайна.
Образ - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
Функция - работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Морфология - строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
Технологическая форма - морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
Эстетическая ценность - особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Отрасли дизайна
1) Промышленный дизайн: орудия труда, механизмы, бытовая техника.
2) Транспортный дизайн.
3) Дизайн мебели
4) Дизайн среды: дизайн городской среды, навигационный дизайн, дизайн интерьеров, световой дизайн, колористика и суперграфика.
5) Дизайн процессов: фирменные стили, дизайн церемоний, дизайн - программы.
6) 3D дизайн: 3D Анимация, дизайн интерьеров, 3D Презентация.
7) Графический дизайн: шрифты, полиграфия, веб-дизайн, визуальная идентификация, товарные знаки, визуальные коммуникации, мобильный дизайн.
8) Ландшафтный дизайн: создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология.
9) Архитектурный дизайн: массовое строительство (общественные жилища и производственные здания), инженерные сооружения.
10) Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.
Рисунок 2. Пример ландшафтного дизайна.
Хронология становления и этапы развития дизайна
История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.
Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению известного английского движения XIX века «за связи искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало ХХ века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании АЭГ и американской автомобильной фирмы «Форд»).
Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).
Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с еще более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
Слово «design» появилось в XVI веке и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение «designo intero» означало рожденную у художника и внушенную богом идею — концепцию произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года дает следующую интерпретацию этого слова: «задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства».
В середине XX века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалась многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточнение «индустриальный дизайн». Затем в конце XX века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального развития, произошли значительные перемены в целеустановках «индустриального дизайна».
Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). Позднее уже появились специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошёл немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика».
Современное представление о дизайне в цивилизованном мире рассматривается гораздо шире, чем промышленное проектирование. Известный американский дизайнер в области рекламы Максиме Виньелли (Massimo Vignelli) воскликнул: «Дизайн всеобщ!» И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.
Российское направление развития дизайна.
В СССР в Москве в 1918г. был создан Художественно Технический Совет. В 1919г. создается Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны. В 1920г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному искусству в составе ВСНХ.
Тогда же в 1920г. были организованы Высшие Художественно- Технические Мастерские ВХУТЕМАС (директор А. Родченко), которые просуществовали до 1932г.
ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921г.) - Свободные художественные мастерские, основанные в 1918г. в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.
Однако деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927гг. ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт. Учрежден в Москве в 1926-1927гг. на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного (общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного, скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного, металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).
Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября 1920г. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический, живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику.
Родченко Александр Михайлович (1891-1956гг.), российский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна. В 1920-1930гг. преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина.
С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа, станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства ХХ века.
- Практикум
- Введение
- Основные понятия и этапы становления и развития дизайна, разновидности дизайна
- Техническая эстетика текстовых и графических материалов
- Проектирование винтового механизма пояснительная записка
- Графическая композиция
- Композиция в технике
- Эргономические основы проектирования
- Бионические основы проектирования
- Цвет и его функции в проектировании
- Средства повышения наглядности и достоверности восприятия результатов
- Товарные знаки, логотипы, знаки обслуживания
- Заключение
- Список литературы