Композиция в технике
Свойства и качества композиции
Как гармоническое целое композиция любого промышленного изделия обладает многими свойствами и качествами. Свойства и качества можно разделить на главные, определяющие данную форму, и второстепенные, менее существенные. Так, композиция станка может строиться на контрасте между сложной, насыщенной тенями структурой открытой части механизма (направляющих станины, элементов суппорта, ходовых винтов, органов управления и т.п.), различных наружных оребрений и т.п., лаконичными, чистыми объемами несущей части станины, опор станка и крупных формообразующих элементов (коробки подачи и скоростей, несущих колонн, столов и др.). Основным качеством такой композиции будет контрастность - противопоставление простого и сложного начал.
Композиция другого станка может не отличаться именно этим качеством; ее главным, организующим началом, возможно, явиться ритм или метрический повтор каких-либо наружных конструктивных элементов. Важнейшим качеством такой композиции будет ритмичность.
Для композиции многих оптических приборов с их сложной объемно-пространственной структурой характерен набор специфических качеств, например световой и тональный контраст между темными элементами органов управления и светлыми частями корпуса. Другим, ещё более обязательным качеством современных оптических приборов является тонкая нюансная проработка и своя пластика всех элементов, которая вообще должна отличать композиции точных приборов. Но есть качества, обязательные для композиции любого промышленного изделия. Отсутствие хотя бы одного из них может привести к существенным нарушениям организации формы. Кроме указанных выше качеств - тектоничности и организованности объемно-пространственной структуры, - это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство. Все эти перечисленные качества в совокупности обеспечивают своего рода комплексное качество композиции - гармоничную целостность формы.
Несколько особняком стоят еще два обязательных и важных качества композиции – единство стиля(особенно существенное, когда речь идет о комплексном проектировании предметной среды) и образность формы. Их выделение из ряда других качеств обусловлено тем, что стилевое единство не обеспечивается обычными, "классическими" средствами композиции (пропорциями или ритмом, контрастом, нюансом и т.п.); его достижение зависит от умения художника передать дух времени в самом облике вещи.
Средства композиции
Гармония формы в технике достигается с помощью особых средств. В дизайне, как и в архитектуре, они называются средствами композиции. Это пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрические повторы, характер формы. Несколько особняком стоит группа средств композиции, основанных на использовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала, а также пластика, которая непосредственно связана со светотеневой структурой формы. Анализируя композицию прекрасно с конструированного станка, обладающего столь же совершенной, как и его конструкция, форма, мы замечаем, что станок наделен многими качествами. Он пропорционален, сомасштабен человеку; метрично и ритмично повторяющиеся и рационально скомпонованные, а не случайно разбросанные элементы управления не только удобны в эксплуатации, но и выразительны; форма его имеет своеобразную пластику, индивидуальный характер и т.д. Наконец, проектантам удалось найти и образ этого станка.
Рисунок 16. Схема влияния закономерностей композиции на характер использования средств
- Практикум
- Введение
- Основные понятия и этапы становления и развития дизайна, разновидности дизайна
- Техническая эстетика текстовых и графических материалов
- Проектирование винтового механизма пояснительная записка
- Графическая композиция
- Композиция в технике
- Эргономические основы проектирования
- Бионические основы проектирования
- Цвет и его функции в проектировании
- Средства повышения наглядности и достоверности восприятия результатов
- Товарные знаки, логотипы, знаки обслуживания
- Заключение
- Список литературы