33. Искусство хх века. Сюрреализм.
Сюрреализм (фр. surrealisme, букв. — сверхреализм) — одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С. Доли, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. В «Манифесте сюрреализма» А. Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом. Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованию сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что «красота —это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе ». Эта фраза стала девизом сюрреалистов. Искусство сюрреализма развивалось по двум направлениям. Художники первого направления импровизировали и свои "экспедиции в бессознательное" выражали с помощью абстрактных знаков и символов, как испанец Хоан Миро, американец Ив Танги, француз Андре Масон. Ко второму направлению принадлежат художники, использующие реальные формы и предметы, но в деформированном виде и невероятных сочетаниях. К представителям второго направления следует отнести испанца Сальвадора Дали, немца Макса Эрнста, бельгийца Рене Магритта, француза Поля Дельво.
Творчество одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904 — 1989), отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах — «Постоянство памяти» (1931), «Пылающий жираф» (1935), «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936), «Осенний каннибализм» (1936), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944), «Атомная Леда» (1947) и др. — Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п.
Бельгийский художник Рене Магрит (1898—1967), один из крупнейших представителей сюрреализма, в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку — например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявляется в смеси «черного юмора» и традиционного видения предметов. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», — предупреждает надпись на его композиции 1930 года, где изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости.
Другие художники — X. Миро и И. Танги — экспериментируют с техникой автоматического письма, посредством которого подсознание непосредственно выражает себя на бумаге, или создают фантастические биоморфные формы, иногда довольно пугающие. Испанский живописец, скульптор, график Хуан Миро (1893— 1983) с особенной утонченностью имитировал наивность детского рисунка, обращаясь к алогичным ситуациям и формам («Женщина и птица в лунном свете», 1949). Французский художник-самоучка Ив Танги (1900—1955) завоевал известность своими фантастическими пейзажами, где реальные мотивы океанских далей и берегов сочетаются с миром странных существ и форм, подобных ожившей морской гальке.
- 1. Искусство Древнего Египта: архитектура
- 2. Искусство Древнего Египта: скульптура
- 3. Эгейское искусство. Крит. Микены.
- 4. Греческое искусство. «Гомеровская» эпоха. Архаическая эпоха.
- 5. Греческая классика
- 6. Эллинистическое искусство
- 7. Искусство Рима: архитектура
- 8. Искусство Рима: скульптура и живопись
- 9. Западноевропейское искусство Средних веков. Дороманское искусство (V в. – кон. X в.)
- 10. Романская архитектура и скульптура во Франции и Германии.
- 11. Архитектура готического стиля
- 12. Изобразительное искусство Готики
- 13. Итальянское Возрождение. Гиберти, Донателло, Мазаччо
- 14. Высокий Ренессанс. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан
- 16. Западноевропейское искусство XVII в. Голландия: Рембрандт, Ян Вермер
- 17. Западноевропейское искусство XVII в. Италия. Караваджо. Карраччи. Бернини
- 18. Западноевропейское искусство 17в. Испания: Рибера, Веласкес, Мурильо
- 19. Западноевропейское искусство XVII в.Франция: Пуссен, Лоррен
- Западноевропейское искусство XVIII в. Англия: портрет и пейзаж.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Рококо.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Давид.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Италия. Ведутисты. Тьеполо.
- 24. Западноевропейское искусство 19 века, Англия: пейзажисты Констебл и Тернер
- 25. Западноевропейское искусство XIX в. Англия: прерафаэлиты
- 26. Западноевропейское искусство XIX в. Испания: ф.Гойя.
- Западноевропейское искусство XIX в. Франция: Жерико, Делакруа.
- 28. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Реализм: Курбе.
- 29. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Импрессионизм.
- 30. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн.
- 31. Западноевропейское искусство XIX в. Германия: романтический пейзаж к.Д.Фридриха.
- 32. Искусство хх века. Кубизм: п. Пикассо, ж. Брак.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 34. Искусство хх века. Фовизм – Матисс.
- 35. Искусство хх века. Поп-арт.