logo search

Тема 8. Ислам.

Ислам — самая поздняя из великих религий мира. Ее основатель — Мухаммад — впервые возвестил о ней в 610 или в 612 г. после Рождества Христова. Но повторить вслед за французским историком Э. Ренаном, что Ислам возник при полном свете истории, значит существенно упростить картину. Другие расхожие представления об Исламе как о "религии меча " или "примитивном и наиболее последовательном единобожии" также искажают образ веры, с которой Россия имеет дело больше тысячи лет, как на своих рубежах, так и внутри своего историко-культурного пространства.

Появившиеся в нашей стране за последние годы научно-справочные издания (здесь и далее см. аннотированный список рекомендуемой литературы в конце этого раздела) позволяют выбрать особый ракурс для освещения темы. Стоит ли давать по необходимости краткий очерк положения в Аравии на заре Ислама и подробную биографию Мухаммада, ест это с исчерпывающей полнотой и убедительностью проделано в первом томе книги О. Г. Большакова "История халифата"? Есть ли необходимость в цитатах из Корана, когда его лучите переводы на русский (переводы Г. С. Саблукова, И. Ю. Крачковского) перестали быть библиографической редкостью? О житии Пророка и его речениях — хадисах, о толкованиях Корана и идейных расхождениях в Исламе, о мусульманском мистицизме (суфизм) и мусульманском праве (фикх) лучше всего составить представление по недавним коллективным работам наших исламоведов, возглавленных С. М. Прозоровым — "Ислам: Энциклопедический словарь " и "Хрестоматия по исламу ". Другое дело, что для читателя невостоковеда пользование словарем и другими пособиями будет затруднено слабым знакомством со специальной мусульманской терминологией, незнанием не только арабского языка, но и, шире, языка Ислама как особого историко-культурного явления. Надеемся облегчить эту задачу, ибо как раз о культурном языке Ислама и пойдет дальше речь.

Ислам — религия Книги, Корана (арабск. ал-Кур'ан),что в переводе с арабского означает «чтение». Первым словом, которым ангел небесный предварил откровение Божие, данное Мухаммаду, было повеление «читай»! И хотя ангел держал в руках свиток с полным текстом Корана, Мухаммад запоминал откровение с голоса, частями, ибо полная Божеская истина, явленная человеку сразу, испепелила бы его. Слово важнее образа, буквы главнее рисунка. Ислам — религия надписей, которые сопровождают верующего всю его жизнь, даже если он не учен грамоте, как не был учен, если верить преданию, сам Пророк.

Первое откровение навсегда изменило жизнь сорокалетнего уроженца аравийского города Мекки (ал-Макка), далекой окраины тогдашнего культурного мира. Выходец из рода хашим племени курайш, родившийся в «год слона» — год неудачного похода в Западную Аравию эфиопа Абрахи (по преданию, 570 г.) — Мухаммад лишился отца в младенчестве, а матери — на шестом году жизни. С пятнадцати лет он зарабатывал себе на пропитание, в двадцать пять женился на состоятельной вдове Хадидже, стал отцом, участвовал в торговых и бранных делах своих земляков. Задумывался ли он тогда о грядущем избранничестве? Возможно, задумывался, когда вместе с прочими сородичами занимался перестройкой Ка'бы (арабск. «куб»), племенного культового центра, и брал в руки знаменитый «черный камень», закрепленный в «черном», т.е. восточном наружном углу святилища. Но это было за несколько лет до откровения, превратившего обычного мекканца в Пророка новой веры.

Сам Мухаммад не называл эту веру новой. В Аравии до него уже были праведники — ханифы, отвергавшие местных племенных богов и идолов, верившие в Единого Бога, но не считавшие себя ни христианами, ни иудеями, хотя часть населения исповедовала христианство или иудаизм. Первым ханифом мусульмане почитают пророка Ибрахима (библейского Авраама), «друга Аллаха». Мухаммад видел свою миссию в восстановлении древнего завета Авраама среди аравитян. Иудеев же и христиан он первоначально причислял к своим единоверцам, ибо их всех объединяло единобожие, вера в божественное Откровение, ниспосылаемое через пророков, вера в День Суда в конце веков, в Рай и Ад, отвержение идолопоклонничества, понятие о грехе и воздаянии. Исламская догматика, ритуал, мировосприятие складывались постепенно; в нашу задачу не входит детальная характеристика этого процесса, но лишь выделение главных составляющих готовой картины.

К цепи пророков (арабск. ед.ч. наби) Мухаммад добавил еще одного — себя. Эта цепь начинается с первочеловека Адама, который еще на заре человечества исповедовал единобожие и предрекал явление Мухаммада. Число древних пророков огромно: их не меньше ста тысяч (по некоторым свидетельствам, 124 тыс.), хотя в Коране упомянуто лишь 28.

Девять из них называются «стойкими»: Нух (Ной), Ибрахим, Дауд (Давид, получивший Священное Писание — Забур, или Псалмы), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Аййуб (Иов), Муса (Моисей, которому была ниспослана ат-Таура, или Тора), Иса (Иисус, получивший Инджил, или Евангелие) и, наконец, Мухаммад, которому был явлен Коран. Пророки не сверхъестественные существа, это люди через которых вещает Господь. Вот почему они достойней всех ангелов небесных. Высшие из пророков — посланники (всего их 313), которым Бог ниспослал Писание, а высший из посланников — Мухаммад, Посланник Аллаха, Печать Пророков, замыкающий цепь. Другие пророки и даже угодники — аулийа (ед.ч. — вали) творили чудеса («неподражаемое чудо» — муджиза, сравнительно с «дарованным свыше» чудом второго сорта — карама). Посланник Аллаха не делал ни того, ни другого, ибо все его помыслы, слова и поступки были ясным указанием на его миссию.

Исламская традиция рассматривает Мухаммада как совершеннейшего человека (см. соответствующее арабское выражение ал-инсан ал-камил, переосмысленное мусульманскими мистиками). Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательнейшего изучения, образец для толкования, почитания и подражания. Ведь Мухаммад непогрешим, т.е. еще во младенчестве, как учит предание, ангелы вскрыли ему грудь и очистили сердце от скверны.

Проповеди Мухаммада собрали вокруг него небольшую, но преданную группу верующих. Когда число его приверженцев перевалило за три десятка, собрания были перенесены из дома Мухаммада в дом ал-Аркама, что стало событием в истории первоначального ислама: новая вера приобрела гласный характер. Так продолжалось несколько лет, пока со склона горы ас-Сафа Мухаммад не обратился к мекканцам с первой публичной проповедью, вселюдно объявив себя Пророком и призвав слушателей к почитанию Единого Бога. Его называли Аллах, ар-Рахман (Милостивый) ар-Рахим (Милосердный) и т.д. Позже сложилась теория прекрасных имен Аллаха (асма ал-хусна), всего 99, и сверх них — величайшее имя, известное только пророкам. От имен Аллаха происходит распространенная модель мусульманского именования, где одно из них предваряется словом «раб» (абд): Абдаллах, Абд ар-Рахман, Абд ар-Рахим и т.д.

Равнодушие к проповедям Мухаммада сменилось у его земляков-язычников раздражением, когда он объявил, что предки курайшитов, жившие в эпоху «неведения» (джахилийа), за свое неверие горят в адском огне. Часть мусульман, спасаясь от преследования мекканцев, укрылась на время в Эфиопии (т.н. эфиопская хиджра). Мухаммад пытался примириться со своими противниками, признав местных богинь ал-Лат, ал-Уззу и Манат «дочерьми Аллаха» и «благородными предстательницами перед Аллахом». Однако он не мог отказаться от принципа единобожия и вскоре отменил эти стихи, объяснив их наущением Сатаны. Это еще больше усилило напряжение между мусульманами и язычниками. Вернувшиеся было из Эфиопии снова отправились в добровольное изгнание.

После смерти своей жены Хадиджи и Абу Талиба, главы рода хашимитов, Мухаммад лишился последней поддержки в родном городе. Пророк нашел помощь в оазисе Йасриб, куда по давнему аравийскому обычаю, был приглашен как третейский судья, чтобы разрешить споры местных племен.

Незадолго до того как покинуть родной город, Мухаммад пережил чудесное ночное путешествие и вознесение (ал-исра ва-л-мирадж). На крылатом верховом животном ал-Бурак с человеческим лицом, блистающем в темноте, ангел Джибрил по воле Аллаха перенес Пророка на север «к отдаленнейшей мечети» (ал-харам аш-Шариф в Иерусалиме). На горе Мориа он молился с прежними пророками; ангелы же Господни рассекли его грудь и омыли его сердце. Затем Мухаммад был вознесен на все семь небес, увидел мировое древо Сидр, небесную Каабу, предстал перед Аллахом (которого, однако, не лицезрел), поведал Рай и Ад и вернулся в Мекку. Мекканцы встретили насмешками рассказ Пророка. Окончательный разрыв был предрешен.

Время переезда (хиджра) Мухаммада из Мекки в город Йасриб, — позже названный Мадинат ан-Наби (Город Пророка), или просто Медина (622 г.), — стало отправной точкой мусульманского летоисчисления. Мекканские язычники преследовали Пророка, но он успел укрыться от них в пещеру: вход в нее паук тотчас заткал паутиной, чем обманул погоню, решившую, что там никого нет.

Вместе с Пророком в Медину переселились мусульмане-мекканцы, которых прозвали мухаджиры, или «совершившие хиджру». Их встретили мединцы из племен аус и хазрадж, заключившие договор с Мухаммадом, принявшие Ислам и прозванные «помощниками» (ансар). Кроме них, в оазисе Йасриб проживали язычники, а также иудеи и христиане. С двумя последними группами отношения у Мухаммада все больше и больше обострялись. Это привело к изгнанию и частичному уничтожению местных иудейских племен и обрядовому отделению Ислама от родственных единобожных культов. Днем общей мусульманской молитвы стала пятница (джума), ориентиром (кибла) для молящегося — направление на мекканскую Каабу, а не на Восток или на Иерусалим, как раньше. Паломничество к Каабе (состоящее из малого паломничества — умра и большого — хаджж) объявлялось долгом для каждого трудоспособного мусульманина. Была построена первая мечеть (масджид), установлены обрядовые правила. Кое-кто из новообращенных мединцев не утвердился в новой вере, колебался, замышлял козни, интриговал. Таких Пророк называл мунафикун, или «лицемеры».

Мухаммад был не только племенным арбитром (хакам, хаким), провидцем (арраф) и духовным руководителем (имам) общины верующих (умма), предстоящим на молтиве. Конфликт с язычниками сделал его также предводителем (мукаддам, каид) воинства, постепенно подчинившего Исламу всю Аравию.

Началось с нападения на бедуинов и разграбления мекканских караванов. Наиболее известный из этих мусульманских набегов вошел в историю как битва при Бадре (624 г.). В следующем году, после того как мусульмане отбили у мекканцев очередной караван, ополчение язычников двинулось на Медину и у горы Ухуд нанесло удар воинам Ислама. Сам Мухаммад, по преданию, потерял в этом сражении один из зубов. Положение с трудом спасла мусульманская конница. В 627 г. мекканцы, стремясь развить свой относительный успех, осадили Медину, но из-за внутренних раздоров сняли осаду и отступили ни с чем.

В 628 г., сопровождаемый большим, хорошо вооруженным отрядом, Мухаммад направился в Мекку, объявив, что намерен совершить малое паломничество. В результате военного противостояния, на границе священной области Мекки (харам), в ал-Худайбии, обе стороны заключили перемирие, узаконившее положение Медины и сильно укрепившее мусульман. Мухаммад обратил свои взоры на Север, в сторону Сирии, завоевав стоявшие на его пути оазисы Хайбар и Фадак с иудейским населением.

Традиция утверждает, что примерно в это время Пророк направил послания византийскому императору Ираклию, иранскому шаху Хосрову II, эфиопскому негусу, арабскому вассалу Византии Гассаниду, наместнику Египта Георгию, правителям Омана, Йемена, Бахрейна и большого аравийского оазиса Йамамы. Всех их, исповедовавших православие, зороастризм, различные толки монофизитства и язычество, Пророк властно призывал обратиться в Ислам. Хотя ни одно из этих легендарных посланий не имело немедленного положительного эффекта, а шах, как свидетельствуют хроники, даже разорвал в гневе письмо Пророка, мусульманская традиция относит именно к этому периоду превращение Ислама в мировую религию.

Паломничество к Каабе было совершено в следующем, 629-м году, а в самом начале 630 г. в Мекку почти без сопротивления вступили мусульманские войска.

В мекканском святилище мусульмане уничтожили всех идолов, сохранив в Каабе лишь роспись, изображающую Деву Марию с младенцем. Если до этого принятие Ислама считалось личным делом каждого, то теперь Пророк поставил язычников перед суровым выбором — либо Ислам, либо меч (смерть). По существу, Пророк объявил войну язычникам. Примирившись с мекканцами, в массовом порядке принявшими ислам, Пророк расширил земли общины, осадив крупный аравийский город Таиф и после трудных переговоров принудив его к сдаче. Переговоры с жителями Таифа открыли «год посольств» (630 — 631) в течение которого Медину посетили многочисленные делегации Йемена, Центральной Аравии, Бахрейна, Йемамы, желавшие заручиться покровительством Мухаммада и согласные, на определенных условиях, принять Ислам. По преданию, один из аравийских лжепророков — Мусайлима, поклонявшийся в оазисе Йемаме ар-Рахману, предлагал Мухаммаду разделить Аравию между ними, однако Пророк отверг притязания самозванца и проклял его.

Еще раньше, когда Мухаммад с большими силами выдвинулся далеко на Север — в граничащий с Византией оазис Табук, там его власть признали вожди местных христианских племен, епископ Эйлата Иоанн и представители нескольких других христианских и иудейского поселений. Заключенный с ними договор о покровительстве (зимма), дающий иноверцам право на безопасность и свободу богослужения в обмен на выплату подушной подати (джизйа), считается самым ранним в Исламе (последующий связывается с именем Омара, см. ниже).

К 632 г. все аравийские племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли Ислам. Новообращенные платили обязательную подать, тогда называвшуюся садака: из каждых сто голов скота — две. Оставалось превратить Каабу в исключительно мусульманское святилище. В 631 г. сподвижник и тесть Пророка Абу Бакр, будущий первый халиф (правильней халифа, т.е. преемник Посланника Аллаха), уже возглавил большой хаджж в Мекку. Теперь Мухаммаду предстояло стать во главе мусульманского большого хаджжа к святыне местных племен, превратившейся в главный культовый центр новой религии. Это паломничество называют в Исламе «прощальным», ибо вскоре после него Мухаммад неожиданно скончался. Все, что делал Пророк во время прощального хаджжа, стало основой обрядов, которые совершают и ныне паломники, приходящие к Каабе со всех концов Мусульманского мира. Паломничество в Мекку для немусульман было запрещено, равно как и их пребывание в святых местах. Некоторые исламские богословы распространяли запрет на всю территорию Аравии.

Как часто бывало в истории человечества, Мухаммад не оставил распоряжений о своем преемнике. Наследственная передача власти исключалась еще и потому, что у Пророка не имелось прямого мужского потомства: последний его сын скончался во младенчестве незадолго до смерти самого отца. Кончина Пророка (8 июня 632 г.) стала трудным временем для Ислама. В Аравии поднимала голову племенная оппозиция. Она отказывалась платить подати Медине, оставшейся центром нарождающегося мусульманского государства и после взятия Мекки. В племенах выдвинулись собственные пророки, или лжепророки. Лжепророк Абхала ал-Асвад («Черный», по прозвищу «Закутывающийся»), захватил йеменский город Наджран, разбил персидский гарнизон и вошел в Сану. В Йемаме, как уже упоминалось, заявил о себе Мусайлима и один из вождей бану асад — лжепророк Тулайха. Племя тамим на время подчинилось лжепророчице христианского толка — Саджах, вещавшей от имени Господа Облаков. Тем не менее, последним воинским приказом Мухаммада была посылка отрядов не на Юг, где разгоралась смута, а на Север — к Иордану, дабы отомстить за убийство своего верного соратника Зайда. Необходимо было срочно выбрать преемника и, преодолев замешательство, продолжить дело Ислама.

Первым из преемников Мухаммада стал халиф Абу Бакр (632 — 634), отец его любимой жены Аиши, на руках которой скончался Пророк. Халиф действовал в смутные времена ридды, или отступничества, когда многие из племен Аравии не сочли нужным сохранять покорность новому главе мусульманской общины. Силой и дипломатией он сумел привести их к повиновению, после чего мусульманские завоевания смогли выйти за пределы полуострова.

Вторым халифом был Омар (Умар ибн ал-Хаттаб, 634-644 гг.), тоже тесть Пророка и выходец из его племени курайш. При Омаре в состав мусульманского государства, получившего в европейской историографии название Халифат, вошли византийская Палестина, Сирия и Египет, а также сасанидские Ирак и Иран. На завоеванных землях стала действовать новая гражданская власть, сохранявшая поначалу приемы и методы старой — греческой, коптской или персидской. Тогда же появился халифский титул «повелитель верующих» (амир ал-муминин). При Омаре иноверцы, признавшие власть Ислама, пользовались официальным покровительством.

Внедрив в государственную практику принципы кровнородственной организации, Омар учредил реестр {диван) для выплаты содержания войску. Запись вели по племенам, начиная с «дома Пророка» (ахл ал-байт), за которым следовали мухаджиры, ансары и прочие. Так оформились арабские родословия, которые еще Мухаммад подключил к библейской истории, объявив предком аравитян Исмаила сына Ибрахима. В VIII — первой половине IX вв. племенные ополчения заменила регулярная армия, и воинские реестры потеряли свое значение, однако родословия и впредь исправлялись и пересматривались.

При третьем хлифе Османе (Усман ибн Аффан, 644-656 гг.) растущий Халифат оказался втянутым в гражданскую войну. Она особенно разгорелась при Али ибн Аби Талибе (убит в 661 г.), последнем из четырех халифов, именуемых у суннитов (приверженцев ассунны, традиции Мухаммада) «праведными». Шииты (аш-шиа, приверженцы Али) отказывают в праведности всем халифам, кроме своего духовного лидера.

Осман и Али приходились Мухаммаду зятьями, причем Осман даже дважды. Зато Али доводился Пророку еще двоюродным и сводным братом, что в глазах многих мусульман давало ему бесспорное преимущество перед другими претендентами на власть в халифате.

После убийства Али власть перешла к династии Омейядов (Бану Умаййа), родственников Османа. Ее основатель Муавийа (661-680 гг.) и его преемники, среди которых особенно выделялся халиф Валид I (705-715), вели активную завоевательную политику. Мусульманам покорилась вся Северная Африка (Магриб), их отряды через Гибралтар (Джабал ал-Тарик) вторглись в Испанию и, перевалив через Пиренейский хребет, угрожали Франции. На Востоке (Машрик) воины Ислама захватили Хорезм и воевали в Мавереннахре (Центральная Азия). Присоединив Армению, Азербайджан и Западную Грузию, мусульманские войска совершали набеги на земли хазаров. Исламские крепости строились на Инде и на европейском берегу Атлантики. В 761 г. у среднеазиатской речки Талас мусульмане нанесли сокрушительное поражение многократно превосходящим их по численности китайским войскам.

За сравнительно короткий срок стремительно расширились горизонты арабов, еще недавно ограниченные пустынными пейзажами Аравии. Мусульманам открылись древние развитые культуры — византийская с ее эллинистическим и римским наследием, арамейская, иранская, культуры народов Закавказья и Центральной Азии, Индостана и других районов, включенных в Халифат. При Омейядах и свергнувшей их династии Аббадсидов (749-1258 гг.) сплав богатейшего и разнохарактерного опыта разных народов, вошедших в исламское государство, отлился в общие формы, которые мы называем мусульманской культурой.

Во все времена в Исламе велась борьба религиозно-политических группировок, каждая из которых обвиняла оппонентов в «нововведении» (бида) или «заблуждении» (далала), считая, что только их собственное учение относится к «правоверию» (худа). В Исламе никогда не было централизованного института, который можно было бы назвать «церковью», не было и механизма легализации догматов. Поэтому некорректно применять к различным течениям Ислама такие термины, как «ортодоксия», «ересь», «сектантство», «клир» и проч.

Мусульманские религиозные деятели — «ученые» (улама) и «законники» (ед.ч. факих, мн.ч. фукаха) обладали авторитетом не по должности, а по реальным знаниям; вот почему их мнения не были обязательными навечно и для всех уголков Мусульманского мира. Это давало простор для толкований и образования различных течений и школ. В X-XI вв. мусульманские ученые особенно активно стремились выделить традиционалистское ядро Ислама, которое могло быть принято как правоверное. Они оперировали понятием «первональный Ислам». Что же это такое?

Вероучение первоначального Ислама строится на Священном писании (Коране, или ал-Куран) и Священном предании (хадисах и сунне Пророка).

Коран — это сборник пророческих откровений, полученных Мухаммадом. Книга делится на 114 частей (ед.ч. сура), каждая из которых состоит из «стихов» (ед.ч. айа — «знак», «знамение», «чудо»; у нас принята форма «айат»). Всего в Коране выделяют от 6204 до 6232 айата. Все суры делятся на мекканские, т.е. явленные в Мекке до хиджры, и мединские. Ближайшие сподвижники Мухаммада записывали для себя отдельные отрывки коранических текстов, но в целом Коран передавался устно, по памяти. Знающий Коран наизусть носит почетное прозвище хафиз.

Исламская традиция считает, что Коран был записан между 650 и 656 годом повелением халифа Османа и усилиями коллегии, возглавленной Зайдом ибн Сабитом. Первые списки датируются VII-VIII вв.; в конце IX в. в тексте появились букворазличительные диакритические точки, а несколько поздней и огласовки, устраняющие разночтения.

Композиция Книги условна: после вводной «открывающей» суры (Фатиха) части расположены по убывающей. Для удобства запоминания и чтения Корана его делят на 30 разделов (ед.ч. джуз) и 60 полуразделов (ед.ч. хизб). К X в. были приняты как равно допустимые семь способов рецитации Корана (или чтения нараспев).

Коран написан «арабским чистым языком», который, как считает исламская традиция, не поддается переводу. Возможны лишь толкования текста, что породило обширную литературу коранических комментариев (тафсир ал-Куран). Многие места Книги — это слова Аллаха, сказанные Им от первого лица или переданные через посредников (среди них «дух» — Рух, ангел Джибрил) устами Мухаммада. Основные коранические темы — предостережение нерадивым, увещевания и предписания верным. Эмоционально приподнятые пассажи (особенно характерные для мекканского периода) обычно выражены рифмованной прозой (садж).

В IX в. победило учение о «неподражаемости Корана» (ид-жаз ал-Куран), о том, что он есть предвечное и несотворенное слово Божие. Сторонники сотворенности Корана и некоторых других рациональных приемов в мусульманском богословии, известные как мутазилиты (ал-мутазила), в ходе напряженной борьбы потерпели поражение.

Помимо Священного писания Ислам обладает и Священным преданием — примером, или сунной, Посланника Аллаха. Это собрание рассказов из жизни Мухаммада (вот почему выше были приведены основные вехи его биографии), дающие ключ ко всем вопросам частного человека и всего общества. Различаются поступки (фил) Пророка, его высказывания (каул) и молчаливое одобрение (такрир), с которым он встречал некоторые поступки и высказывания окружающих.

«Людьми сунны» называют себя приверженцы крупнейшей ветви Ислама —суннизма. Поэтому иной раз можно встретить утверждение о том, что шииты отрицают Священное предание и не признают сунны. Это не так. Сунна признается всеми течениями Ислама как важнейший источник веры после Корана. Без знания сунны невозможно стать образованным мусульманином, ученым-богословом или факихом. Рассказы, составляющие ее корпус, называются хадисами (ед.ч. хади). Каждый хадис состоит из самого рассказа (матн) и ссылки (иснад) на цепь его передатчиков. Различают хадисы с сильным иснадом, восходящие к ближайшему окружению Мухаммада, и хадисы со слабым иснадом, имеющим пропуски или приписываемые менее надежным источникам. У шиитов хадисы обычно называются ахбар — «известия» (ед.ч. хабар).

Догматико-ритуальной основой Ислама являются пять столпов веры (аркан ал-ислам): 1) исповедание веры (шахада), 2) молитва (салат), 3) пост (саум), 4) обязательная милостыня (закат), 5) паломничество (хаджж).

Первый из столпов — исповедание веры, дословно «свидетельство», или шахада. Его формула такова: Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Аллаха»). Здесь формулируются два основных догмата Ислама — исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (нубувва).

Аллах един. Самый страшный грех в глазах мусульман — это ширк, или придание Богу соучастников, ведь Аллах не рожден и не рождал, у него нет сыновей или дочерей и не может быть сотоварищей. О Мухаммаде как высшем и конечном звене в цепи пророков и посланников Божиих уже говорилось.

Произнесение шахады обязательно для каждого мусульманина. С шахадой на устах идут в бой, поэтому погибший за веру называется шахид. Иноверец, произнесший ее при свидетелях (если только он не произносит эту формулу в качестве грамматического или иного примера), становится мусульманином; причем отступничество от Ислама должно караться смертью.

Остальные столпы Ислама связаны с обрядовой стороной, играющей в этой религии важнейшую роль.

Второй столп веры — молитва (араб. — салат, перс. — намаз). Мухаммад назначил пять ежедневных обязательных молитв: на рассвете (2 раката), полуденная (4 раката), предвечерняя (4 раката), на закате (3 раката), с наступлением ночи (4 раката).

Ракат — это череда молитвенных поз, движений и словесных формул. После омовения (вуду — малое омовение, гусл — большое) молящийся, не надевая обуви, встает на молитвенный коврик (саджжада), обращается лицом к Каабе (кибла), опускает руки вдоль туловища и изъявляет про себя или вслух намерение совершить молитву. Воздев руки до уровня ушей ладонями от себя, он возглашает такбир, т.е. слова «Аллах велик» (Аллаху акбар), затем, вложив левую руку в правую и прижав их к груди, произносит Открывающую суру (Фатиха) и какую-нибудь из кратких сур Корана. После чего делает поясной поклон (руку): приседает так, чтобы ладони коснулись колен, и произносит хвалу Аллаху. Затем он снова встает и говорит: «Да внемлет Аллах тому, кто восхваляет Его» (тасми); потом совершает два земных поклона (суджуд): опускается на колени, простирается ниц, касаясь коврика ладонями и носом, а затем садится на пятки (джалса), произнося такбир, и встает, взяв левую руку правой. Таково содержание одного раката. Чтобы закончить молитву, верующий, сидя на пятках, произносит шахаду и, повернув голову к правому плечу, возглашает: «Мир вам и милосердие Аллаха!»

Есть также молитвы дополнительные, ночные бдения (тахаджжуд), добровольные молитвы и прямые обращения к Богу. Обязательные молитвы произносятся только по-арабски, добровольные обращения допустимы на любом языке. Перед молитвой звучат два призыва — азан и икама, возвещаемые муэдзином (правильней — муаззин) с минарета (манара) мечети. По-арабски мечеть называется масджид: тот же корень, что в словах «саджжада» и «суджуд». Азан произносят также на ухо новорожденному младенцу или больному, одержимому нечистой силой. Молиться можно в любом ритуально чистом месте (тахара). По пятницам (джума) следует коллективная молитва в мечети, но делами в этот день заниматься дозволено. Женщинам подобает молиться отдельно. Чрезмерная аффектация (плач, смех), состояние опьянения, неподобающие звуки (кашель и т.д.) на молитве недопустимы.

Третий столп Ислама — пост (саум) в месяц рамадан. В течение всех 30 суток этого месяца взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от пищи и питья, вдыхания табачного дыма, употребления благовоний и духов, плотских отношений и т.д. С наступлением темноты, когда уже нельзя отличить белую нитку от черной, и до рассвета запреты снимаются. Однако и в это время надлежит предаваться благочестивым делам и мыслям. Освобожденные от поста из-за преходящих обстоятельств (дальнее путешествие, пребывание на чужбине,- война, плен, болезнь, ритуальная нечистота) должны позднее возместить пропущенные дни поста. Старые люди, дети, недееспособные и все те, кому пост может причинить физический вред, также освобождаются от него.

По истечению рамадана, с 1 шавваля начинается Праздник разговения (ид ал-фитр), или малый праздник. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы устраивается богатая трапеза, раздается милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Кроме ежегодного месячного поста, рекомендуется поститься в дни испытаний (войн, эпидемий, солнечных затмений, стихийных бедствий). Допустим индивидуальный пост.

Четвертый столп веры — обязательная милостыня (закат). Это слово буквально означает «очищение», ибо уплата данного налога, взимаемого ради нуждающихся, «очищает» богатство, делает его праведным. Закат выплачивался подоходно взрослыми дееспособными мусульманами, а немусульман обкладывали другим, подушным, налогом (джизйа). Обязательная милостыня бралась с посевов (десятина с урожая начиная с 975 кг., 1/40 по прошествии года), виноградников и финиковых пальм, скота (начиная с 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец), золота и серебра (с 20 золотых динаров или 200 серебряных дирхамов и выше, причем женские украшения и драгоценная отделка оружия в расчет не брались). Пятина (хумс), которой облагали добычу драгоценных металлов и камней, продукты моря (жемчуг, амбра и проч.) и клады, также называлась закатом. Иногда закат не отличали от садаки — термина, строго говоря обозначающего добровольные пожертвования. На благотворительные нужды мусульманин может также обратить свою безусловную собственность, приносящую доход и нерасходуемую (обычно землю и другую недвижимость), учредив вакф.

Пятый и последний столп Ислама — паломничество в Мекку (хаджж), которое хотя бы раз в жизни обязан совершить любой мусульманин, имеющий для этого физические и материальные возможности. Допускается послать вместо себя заместителя. Паломники прибывают в Мекку в 7 день лунного месяца зу-л-хиджжа и переходят в ихрам — особое состояние, необходимое для свершения малого (умра) и большого (хаджж) паломничества: они очищаются омовением, стригут волосы и ногти и надевают одеяние (тоже ихрам), которое состоит из двух кусков простой белой ткани. Одним куском (изар) опоясывают бедра, другой (рида) набрасывают на плечо. У мужчин голова не покрыта, для женщин обязательно головное покрывало. «Лаббайка! — восклицают паломники — Вот я пред Тобой, Господи!».

Облачившись в ихрам, как в саван, паломники на время умирают для земной жизни. Им запрещено торговать, проливать кровь и вступать в плотские отношения, стричься, бриться, умащаться благовониями — все эти действия лишают паломничество силы. Подготовившись телом и духом паломник ступает с правой ноги во двор Главной мечети Мекки (ал-Масджид ал-Харам, которую он после всех церемоний покидает, ступая с левой). Через Врата Мира (Баб ас-Салам) он подходит к северо-восточному углу Каабы, куда вделан «черный камень» целует его или касается рукой, поднося затем ее к своим губам, и совершает таваф. Так называется семикратный обход Каабы по часовой стрелке: первые три круга бегом, остальные размеренным шагом. После молитвы паломник пьет воду из священного колодца Замзам и выполняет обряд сай, т.е. семь раз пробегает между холмами ас-Сафа и ал-Марва. Это делается в память о страданиях Хаджар (библейская Агарь) и ее малолетнего сына Исмаила, погибавшего от жажды. В поисках воды мать семь раз пробежала между ас-Сафа и ал-Мерва, пока не обнаружила Замзам. В этих местах отдыхали Адам и Хавва (Ева), а отец Исмаила Ибрахим поклонялся Богу.

Такова обрядность малого паломничества-умры. Если паломник не собирается объединять умру с хаджжем, он выходит из состояния ихрам, срезая у себя прядь волос. Если же он решил объединить оба паломничества, то остается в ихраме. 7-го дня месяца зу-л-хиджжа паломники слушают проповедь и молятся у Каабы. На следующий день идут через долины Мина и Муздалифа в долину Арафат и ночуют там. В полдень 9 зу-л-хиджжа начинается вукуф, или стояние у горы Арафат, продолжающееся до заката. Все это время паломники внимают проповедям и молятся. Затем бегут в Муздалифу, где у ярко освещенной мечети читают вечернюю и ночную молитвы.

Утром 10 дня месяца зу-л-хиджжа начинается Великий праздник жертвоприношения (ид ал-адха, или Курбан, Курбан-Байрам), продолжающийся 3 или 4 дня. Паломники переходят в долину Мина, где швыряют семь камешков в крайний из трех столбов, олицетворяющий Дьявола-Иблиса, пытавшегося помешать Пророку Мухаммаду. Отсюда популярное в Исламе выражение «Шайтан, побитый камнями» (аш-шайтан ар-раджим). В долине Мина они приносят в жертву Богу верблюда, быка или овцу в память о жертвоприношении Ибрахима. Большая часть жертвенного мяса раздается «бедным». Обрив голову или, по крайней мере, срезав прядь волос, паломники возвращаются назад в Мекку для последнего обхода Каабы. С 11 до 13 зу-л-хаджжа паломники продолжают резать скот, навещают долину Мина, побивая шайтана камнями уже у всех трех столбов (ед.ч. джамра). Многие посещают Медину, приходят на могилу Пророка, молятся в его мечети. Но и без того ритуал завершен, и паломник получает титул хаджи с правом ношения зеленой чалмы.

К пяти столпам веры прямо не относится, но непосредственно примыкает важная обязанность — называемая джихад — «усилие», или борьба (за веру). В эпоху мусульманских завоеваний (632-752 гг.) идеи джихада получили развитие.

Весь мир был разделен на три сферы:

— «область Ислама» (дар ал-Ислам), т.е. страны, исповедующие Ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права;

— «область мирного договора» (дар ас-сулх), т.е. области, подчинившиеся мусульманам путем договора (сулх), немусульманское население которых (ахл аз-зимма) находится под покровительством Ислама и платит за это подушную подать (джизйа).

— «область войны» (дар ал-харб), т.е. немусульманские страны, не имеющие мирного договора с мусульманами, а, следовательно, находящиеся с Исламом в состоянии вечной войны, где отсутствие военных действий рассматривается как временное затишье.

Законники-факихи подразделяли джихад на несколько видов: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрет порицаемого) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшие в которой обретают вечное блаженство). Последний вид джихада называют также «газават» (мн.ч. от газва — «набег») или «фатх» («завоевание», «победа»). В такой войне запрещается убивать женщин, детей, стариков и невооруженных священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно оказывать пощаду (аман) без каких-либо дальнейших обязательств (ср. с мирным договором сулх), население и движимая собственность вражеской страны могут быть получены победителем как добыча (ганима, фай).

Из прочих обрядовых установлений Ислама:

— обрезание (хитан) для мальчиков и в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) также для девочек;

— бракосочетание (завадж) супруг может иметь одновременно не более четырех жен, к которым обязан относиться одинаково справедливо и выделить каждой при заключении брака особое имущество — махр; причем процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул);

— погребение (дафн, джаназа) в день смерти или на следующий день: труп

обмывают, завертывают в саван — кафан и в таком виде (обычно без гроба) кладут в могилу лицом к Мекке; читается особая молитва и суры из Корана; траур подобает со-блюдать без чрезмерных выражений горя;

— пищевые запреты (касаются вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, удавленины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т.е. не по мусульманскому обычаю).

Эти и некоторые другие обрядовые установления Ислама и его моральные предписания преобладали и преобладают над догматикой вероучения, которая была предметом споров для сравнительно узкого круга мусульманских ученых и мыслителей. Представление об исламском образе жизни формировалось учением о «правильном пути» (шариат), питаемом такими корнями, как Коран и сунна. Но конкретную социально-нормативную регламентацию общим положениям шариата дает фикх — мусульманское право в широком смысле слова.

Корни фикха (усул ал-фикх), кроме двух, названных выше применительно к шариату, это консенсус авторитетных лиц (иджма) и суждение по аналогии (кийас). Правильно применять указанные принципы могли только мусульманские ученые, имеющие право иджтихада («усердия»), или муджтахиды. От них требовалось в совершенстве владеть арабским языком, знать Коран наизусть и толковать его, помнить тысячи хадисов и ком-ментарии к ним, разбираться в обстоятельствах сложения консенсуса или расхождения во взглядах, обладать способностями к интерпретации необходимых правовых материалов, к пониманию своей задачи и сути полученных выводов, а также хранить преданность Исламу.

В ходе споров VIII-XI вв. между рационалистами («сторонники умозрения» — асхаб ар-рай) и традиционалистами («сторонники предания» — асхаб ал-хадис) в Исламе сложилось несколько религиозно-правовых школ, или толков (ед. ч. мазхаб). Из них до наших дней сохранилось пять мазхабов. Назовем их в хронологическом порядке.

1. Ханафиты (старое написание — ханифиты; ханафийа) — последователи Абу Ханифы (699-763 гг.), уроженца г. Куфы, торговца и ученого. В этом мазхабе сунна признается независимым источником лишь после строгого отбора хадисов. Нежелательные выводы, к которым порой приводит метод аналогии кий-ас, могут исправляться «предпочтительным решением» (истих-сан). Как вспомогательный источник, привлекается обычное право (урф), что делает этот мазхаб относительно терпимым к локальным традициям. Распространен в Турции, на Балканах, на Кавказе (кроме Азербайджана), в Поволжье; на большей части Средней Азии, в Афганистане, Индостане, Индонезии. В Османской империи духовные судьи (ед. ч. кади) и шариатские советники (ед. ч. муфти) могли принадлежать к любому из мазхабов, но судить и давать правовые заключения (ед. ч. фатва) должны были только по ханафитскому праву.

2. Маликиты (маликийа) — последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца Медины, торговца и ученого. Малик рассматривал Коран и сунну как единый источник (насс), подчеркивая в предании коллективный опыт ранней мединской общины. Для решения вопросов, не соотносимых с нассом и коллективным опытом, используется рационалистический прием истислах, или стремление к пользе, причем решение не должно касаться религии, противоречить шариату и нассу, а польза от него должна быть очевидной, необходимой и существенной. Этот мазхаб распространен в Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Западной Африке, Кувейте, на Бахрейне, частично в Египте и Судане. В Мусульмансой Испании был государственным.

3. Шафииты (шафийа) — последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820 гг.), выросшего в Мекке среди знатных родственников своего отца-курайшита. Учился в Медине у Малика ибн Анаса. Жил в Южной Аравии, Ираке, Египте. В своем учении объединил положения двух предшествующих мазхабов. Отвергая ханафитский принцип истихсана, аш-Шафии выдвинул метод установления связи с уже известным (истисхаб): любое правило действует до тех пор, пока не доказано, что ситуация изменилась. Ориентация на общественную пользу дает возможность приверженцам шафиитского мазхаба опираться на прямую аналогию, здравый смысл и принятую практику без слож-ных логических построений ханафитов и постоянного обращения к опыту мединской общины, принятого у маликитов. Мазхаб дал блестящую плеяду факихов. Распространен в Сирии, Ливане, Палестине, Иордании, у суннитов Йемена и Ирана, частично в Ираке, Восточной Африке, Пакистане, Индии, Малайзии, Индонезии.

4. Ханбалиты (ханабила). Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), уроженец Багдада, учившийся почти у всех видных факихов-традиционалистов своего времени, включая аш-Шафии. Выступая против сторонников рацио-налистического богословия (калам), нечестивых новшеств (бида) и особенно против идей мутазилитов (мутазила), ханбалиты стремились очистить Ислам через сунну, в которой видели комментарий (тафсир) к Корану. Ибн Ханбал отрицал буквалистическое или аллегорическое толкования священного предания, утверждая его восприятие через веру (иман), без вопроса «как»? (би-ла кайфа). Ханбалитские редакции хадисов, общих и част-ных основ веры и прав, а также истории мусульманской общины изложены ясно, доходчиво и обращены к самому широкому читателю. Сегодня ханбалитство бытует в Саудовской Аравии, популярно среди мусульманских фундаменталистов во всех концах Исламского мира.

Все четыре мазхаба — суннитские; они признают 4 корня фикха; считают, что с XI в. «врата иджтихада закрыты», т.е. закончена разработка основных принципов Ислама в догматике, обрядах, этике и общественных устоях. Несколько по-другому трактует эти вопросы пятый, джафаритский, мазхаб.

5. Джафариты (джафарийа) — последователи Джафара ас-Садика (ок. 700-765 гг.), шестого имама шиитов-имамитов (имамийа), уроженца Медины, знатока религиозных наук. Мазхаб, окончательно сформировавшийся через много лет после смерти Джафара, выражает взгляды шиитских рационалистов-усулитов, установивших четыре корня права: Коран, ахбар («предание»), иджма и акл («разум»). Джафариты видят в вере следствие доказательств, а не подражания (таклид). Ими сформулирован принцип «правления факиха» (перс. вилайат-и-факих), послуживший теоретическим обоснованием для власти айатоллы Хомейни в Исламской Республике Иран. Джафариты отвергают кийас, из хадисов признают только те, что восходят к семье Пророка (ахл ал-байт), и считают врата иджтихада открытыми, что позволяет им приспосабливать свою доктрину к требованиям времени. Сунниты признают джафиритский толк. С XVIII в. его приверженцам отведено место в ограде Каабы наряду с последователями прочих мазхабов. Джафиритский толк преобладает в Иране и принят в других областях, где проживают имамиты (Ирак, Ливан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иордания, Афганистан и т.д.).

Как и все шииты, имамиты убеждены, что имамат (ал-имама) есть верховный орган правления для мусульманской общины — божеское установление, объединяющее духовную и светскую власть в руках Алидов или потомков Али ибн Аби Талиба. Этим они отличались от хариджитов, защищавших выборный принцип власти, и суннитов, совместивших оба ее источника — божеский и выборный светский. Имамитов называют «двунадесятниками» (иснаашарийа), т.к. они признают двенадцать законных имамов. Последний из них «скрылся» в конце IX в., но обязательно вернется и принесет справедливость (адл) в сей мир. Вехой в истории для имамитов служит начало «большого сокрытия» (гайба кабира, 940 г.), к моменту которого их доктрина уже в основном сложилась. Имамиты верят во внешний (захир) и внутренний (батин) аспекты божеского откровения, непогрешимость имамов и во владыку времени сего, скрытого имама-махди, чей приход как Мессии откроет истинный смысл Писания.

Еще дальше от основ первоначального Ислама отошли исмаилиты (исмаилийа), признававшие седьмым имамом Исмаила, старшего сына Джафара ас-Садика. В Аравии исмаилиты прогремели под именем карматы (карматийа), в Северной Африке, Египте, Палестине, Сирии правила исмаилитская династия Фатимидов. От них откололась группа хакимитов, известная в наши дни как друзы (друзийа) Ливана и Сирии. В иранской крепости Аламут с XI по XIII в. существовало грозное исмаилитское государство ассасинов, которые после того, как их разгромили монголы, перебрались в Индию, где их общину сегодня возглавляет имам Карим-шах Ага-хан IV. Не без помощи неоплатонизма и христианского гностицизма исмаилиты разработали развитую космогонию с цикличностью времени и последовательным творением миров путем эманаций-излияний (файд). Они соединили единобожие с множественностью духовных и материальных проявлений, а также приняли учение о переселении душ.

Если исмаилиты связаны с «крайними» шиитами (гулат), обожествлявшими Али и/или других персонажей, то зайдиты (зайдийа) могут быть названы наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божескую природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или сразу несколько имамов в разных концах Мусульманского мира) должен быть Алидом, «выступившим за справедливость с оружием в руках». Они не поддерживают также учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, антропоморфизме Аллаха (ташбих) и абсолютном предопределении. Вот почему взаимоотношения зайдизма и суннизма довольно терпимы. В наши дни больше половины жителей в северных районах Йемена исповедуют зайдизм, зайдитские общины существуют также в Саудовской Аравии, Пакистане и т.д.

Напряженные споры в первые века Ислама велись также о предопределении (када ва кадар). Несмотря на то, что Ислам часто обвиняют в фатализме, идею безусловного предопределения защищало только одно течение — джабариты (джабрийа), считавшие, что из-за всесилия Господа человек не свободен в своих поступках. Им возражали кадариты (кадарийа), утверждавшие свободу воли человека и его ответственность за свои поступки. Компромиссную позицию занимали мурджииты (мурджиа), «откладывавшие» суждения о человеке до Судного дня и ставившие веру выше поступков. Используя идеи кадаритов и джабаритов, ал-Ашари (873-935 гг.) опирался на принцип «присвоения» (касб), согласно которому действия человека творятся Аллахом, но присваиваются и выбираются человеком. По имени ученого была названа ашаритская (ашарийа) школа спекулятивной исламской дисциплины (калам), истолковывавшей положения веры с помощью разума, а не с помощью подражания — таклида. Ашариты отрицали естественность причинно-следственных связей, объясняя законы природы «обычаем» Аллаха, которые Он может в любой миг изменить, но не желает этого. Ими было также сформулировано правило допустимости: «все, что можно вообразить, допустимо также и для мысли». Приемы ашаритов распространялись преимущественно среди сторонников шафиитского мазхаба.

Двигаясь к философскому знанию через аллегорическое толкование (тавил) Корана,ашаритский калам постепенно сближался с фалсафа — перипатетической философией, приводившей свои умозаключения в соответствие с Исламом также с помо-щью аллегорий. Со стороны мутакаллимов, или приверженцев калама, к этому шли такие крупные мыслители, как аш-Шахрастани (1075-1153 гг.) и Фахрад-дин ар-Рази (1149-1209 гг.). Философские идеи ал-Фараби (870-950 гг.) и Ибн Сины (980-1037 гг.) соединял с каламом Насир ад-дин ат-Туси (1201-1273/4 гг.).

Аллегорический подход сближал мусульманскую средневековую философию и ссуфизмом (тасаввуф), мистико-аскетическим течением в Исламе. Величайший Учитель суфизма Ибн Араби (1165-1240 гг.), которого называли также «Сын Платона», тщательно разработал суфийскую космогонию, учение о человеке как малом мире, Божием образе и причине творения, дополнил теорию стоянок (ед.ч. мукам) и состояний (едч.ч.хал), через которые должен пройти мистик на пути (тарик) к слиянию с Богом (таухид). Согласно Ибн Араби, между трансцендентной и материальной областями Бога находится промежу-точный мир подобий (алам ал-мисал), куда может проникнуть лишь воображение суфия. Еще раньше к суфизму сочувственно относился критик философов шафиит ал-Газали (1058-1111 гг.), узаконивший в глазах многих факихов идеи суфиев. Широко распространял учение суфизма ханбалит из Багдада ал-Джилани (1077-1166) и многие другие выдающиеся мусульманские мыслители и поэты.

Суфизм изначально был ориентирован на человека, на его помыслы, намерения и восприятия. Он впитал шиитский эзотеризм, аллегоризм, элементы оккультных знаний (алхимии, физиогномики, науки о символике букв и цифр). Знание передавалось от наставника (муршид, шайх, пир) ученику (мурид).

С XII в. стали формироваться суфийские братства-ордены (ед.ч. тарика), или тарикаты. Первые братства возникли в Багдаде: сухравардийа (в честь мистика ас-Сухраварди, ум.в 1234-35 г.) и кадирийа (в честь упомянутого выше ал-Джилани, или ал-Гилани). Эти братства распространились по всему Исламскому миру, включая Северный Кавказ, где с XIV в. укоренилось также и братство накшбандийа (от бухарского шайха Накшбанда, ум.в 1389 г.), практикующее «тихий зикр» (поминание Аллаха). В Магрибе и Машрике мусульманские братства нередко возглавляли борьбу против неправедных правителей. Усвоив некоторые организационные приемы суфийских братств, современные мусульманские фундаменталисты активно выступают против их идеологии.

Но этот исторический период выходит за рамки нашего изложения, заканчивающегося падением Багдада в 1258 г., когда монголы убили последнего аббасидского халифа ал-Мустасима, завернув его в ковер и лишив воздуха. Потом был стремительный взлет и долгое падение Османской империи, споры мусульманских модернистов и фундаменталистов, новый подъем Ислама, соединяющий теорию с делами. Сегодня му-сульмане — вторая по численности конфессиональная общность Земли. Каково бы ни было дальнейшее развитие этой веры, ее культурный язык сложился в ту эпоху, о которой шла речь в настоящем разделе.

Выше дано самое общее представление о культурном языке Ислама. Для дальнейшего изучения необходимо усвоить и исламскую грамматику, т.е. традиционные сопряжения понятий и идей. Расширять круг исламской лексики и углублять ее понимание. Читать и обдумывать исламские тексты — Коран, хадисы, толкования, молитвы, духовные труды, труды богословов, философов, законоведов. Учиться разговаривать с носителями исламской традиции, понимать их и быть понятыми. Только на этом пути можно открыть для себя все богатство исламской картины мира и вступить в плодотворный диалог с мусульманской культурой.

Чрезвычайная актуальность такого диалога в наши дни очевидна. Как показывают современные исследования, несмотря на множество течений в самом Исламе, среди приверженцев этой религии сложилось и культивируется устойчивое представление о принадлежности всех мусульман к единой общности людей, связанных не только историей и традициями, но и общими интересами.

По некоторым оценкам, последователи Ислама составляют примерно пятую часть населения Азии и почти половину населения Африканского континента. Мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, из которых около тридцати признают ислам государственной (или официальной) религией. В этих условиях религиозная общность имеет тенденцию к превращению в единение политического характера, что делает Ислам внушительным фактором, влияющим на международные отношения.

Знание культурного языка Ислама становится поэтому также важнейшим основанием правильного понимания и сотрудничества с исламским сообществом.