logo search
МХК 1

Тема 1.5. Становление Московской Руси и общерусской культуры

в XV – 1-ой половине XVI вв.

Свержение татаро-монгольского ига. Становление Московской Руси и общерусской культуры в XV в. Централизация русского государства и центростремительные процессы в русской культуре XV веке. Роль Москвы в расцвете русской культуры XV в. Концепция Москвы как «третьего Рима» и последний этап византийского влияния. Ренессансные тенденции в русской культуре XV-XVI вв. Дискуссионный характер понятия «Русское Предвозрождение». Роль итальянских мастеров в развитии русской культуры XV-XVI вв.

Новое мироощущение эпохи. Первые опыты рационализма: развитие знаний о природе, расширение географических представлений русских людей; распространение оппозиционной и еретической мысли. Роль летописей, хроник, исторических сочинений в становлении национального сознания. Формирование языковой общности великороссов. Роль московского говора как основы тесного языкового единства русского народа.

Москва - столица общерусской культуры. Формирование атрибутов российской государственности и самодержавности. Московский Кремль – «алтарь России». Ренессансная модификация исторического монументализма в архитектуре Московского Кремля. Стены и башни, соборы и палаты Московского Кремля: история и культура. Поиск нового архитектурного языка. Рождение нового типа храма – «храм-памятник». Образ башни как символ духовного восхождения. Историзм и самодержавная направленность церковной скульптуры XVI века.

Рождение московской иконописной традиции и ее роль в становлении общерусского самосознания. Учение Сергия Радонежского и его воплощение в «Троице» Андрея Рублева. Расцвет древнерусской иконописи в XV-XVI вв. От «философии в красках» (А. Рублев, Ф. Грек) к «эстетике в красках» (Дионисий). Паламитская концепция «фаворского света» и распространение на Руси световой эстетики. Свет как модификация прекрасного. Светоносность русского храма и древнерусской иконописи.

Формирование специфических черт и элементов быта русской народности.