logo
МХК 1

Тема 1.3. Культура Руси домонгольского периода

Викинги и их влияние на культуру Руси. Объединение восточных славян и образование Древнерусского государства с центром в Киеве.

Особенности хозяйственной жизни и развитие ремесленного производства Киевской Руси. Морфология древнерусской культуры домонгольского периода. Археологические и письменные источнике о мастерстве гончаров, «древоделов», кузнецов и ювелиров. Основные техники мастеров-ювелиров. Жилище, одежда, средства и пути сообщения в Киевской Руси. Прикладное искусство: ценностный потенциал, образы и шедевры.

Древнерусский город домонгольского периода (Киев, Новгород, Владимир) как социокультурный феномен. Динамика роста городов в X-XII вв. Понятие города как торгово-ремесленного центра и как православной святыни. Функции Поклонной горы и Золотых ворот. Планировка и своеобразие древнерусских городов.

Храм как центр города. Эстетика и образная система православного храма. Типологическая общность храмовой архитектуры, монументальной мозаики и фрески, иконописи и музыки в синтезе православно-византийского литургического действа. Топографический, иерархический, космологический, хронологический принципы росписи храма. Ход литургического действа, его религиозный, этический и эстетический смысл. Н. Гоголь и А. Мень о Божественной литургии. Философско-религиозный смысл древнерусского праздника, совершаемого в округе храма. Феномен «хождения» по святым местам и его роль в древнерусской средневековой культуре. Эволюция храмовой образной системы в X-XII вв. Уникальность и самобытность древнерусской архитектуры домонгольского периода. Шедевры древнерусского храмового зодчества.

Художественно-эстетическая доминанта древнерусской культуры. Судьбы научного знания, философии и богословия в древнерусской культуре домонгольской эпохи. Сакрализация «книжного слова» («Слово о чтении книг»). Роль переводной византийской литературы в становлении духовной жизни русичей. Распространение грамотности и образования. Берестяные грамоты. Наслаждение речью как феномен древнерусского эстетического сознания (слово подвижников). Искусство рукописной книги (Остромирово евангелие). Древнерусская литература домонгольского периода: переводческая деятельность, рождение русских памятников слова; летописи, поучения, исторические повести. «Слово о полку Игореве» – жемчужина мировой культуры: история открытия и изучения, поэтика и ценностный опыт поэмы. Особое место фольклора среди жанров древнерусской литературы.

Особенности стилевого анализа домонгольского искусства. Д.С. Лихачев о «монументальном историзме» как ведущем стиле культуры домонгольской эпохи. Художественные воплощения «монументального историзма» в литературе, архитектуре, скульптуре, иконописи, фреске. Модификации «монументального историзма» в XII – начале XIII в. Образ человека в культуре Древней Руси домонгольской эпохи: источники изучения, классификация образов, их основные характеристики. Региональные типы характеров, судьбы и образы в древнерусских летописях и художественной культуре.

Рождение древнерусской иконописной традиции. Освоение византийского канона в монументальной живописи и иконе Древней Руси домонгольского периода. Икона как «умозрение в красках», часть культа и памятник художественной культуры. Открытие на рубеже XIX-XX вв. древнерусской живописной традиции как факта художественной культуры. Религиозный, эстетический, художественный смысл древнерусской иконописи. Возникновение местных школ иконописи на территории Древней Руси XII-XI вв. Основные темы, роль канона, устойчивость символики и иконографии древнерусской иконы. Своеобразие новгородской художественной школы. Роль иконостаса в православном храме. Символика и принципы иконостаса. Место древнерусской иконы и монументальной живописи в истории мировой и отечественной культуры.