Рабочий сценарий
ТОРЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО 40-ЛЕТИЮ ВЛКСМ
Центральный стадион им. В. И. Ленина Дворец спорта
29 октября 1958 г.
1 отделение
1. 20.30 — Свет в зрительном зале постепенно гаснет. В темноте на авансцену выходят 40 фанфаристов и занимают установленные места.
2. Освещенные лучами прожекторов фанфаристы в сопровождении симфонического оркестра исполняют торжественный фанфарный сигнал.
3. Во время фанфарных сигналов постепенно высвечивается скульптурная группа юношей и девушек.
4. После окончания фанфарной увертюры в свете прожекторов сверху по сценической дороге, а затем через зрительный зал по диагонали к выходу № 4 первой трибуны проходят строем по четыре в ряд в парадной форме юные барабанщики Суворовских и Нахимовских училищ (отбивая на ходу барабанную дробь). По маршу барабанщиков через каждые 4 секунды зажигаются 40 светильников, расположенных по краю сценической дороги. Проходя через зрительный зал, барабанщики отбивают дробь с интервалами. В интервалах исполняются фанфарные сигналы. Таким образом, происходит как бы перекличка барабанной дроби и фанфарных сигналов.
5. Когда первый ряд барабанщиков начнет со сцены спускаться в зрительный зал, участники сводного хора «Трудовых резервов» (450—500 человек) собираются на специальные станки, расположенные в глубине сцены, и располагаются в установленной мизансцене.
6. После ухода барабанщиков во время оркестрового вступления к песне А. Холминова освещается колышущееся Красное знамя. Фанфаристы расходятся на две стороны. Солист и сводный хор общества «Трудовые резервы», расположенный на фоне Красного знамени, в сопровождении симфонического оркестра исполняют Песню о Ленине композитора А. Холминова (2 куплета).
7. После окончания песни участники хора широким движением поворачиваются лицом к Красному знамени, за которым возникает экран. Движение хора сопровождается мощными звуками фанфар, расположенных за кулисами.
8. Гаснет свет, постепенно гаснут светильники и на экране возникают кадры, посвященные В. И. Ленину. Кадры о Ленине сопровождаются революционной песней «Смело, товарищи, в ногу!» в исполнении хора, поющего не в полный голос, без аккомпанемента.
9. После окончания фильма экран закрывается. На освещенную прожекторами площадку выходит чтец и исполняет отрывок из стихотворения В. Котова «Юбилейный гимн комсомолу!»:
Вскипай, весна,
все шире и свободней,
Взлетай все выше,
юности орел!
Мы всей страною
празднуем сегодня
Твой юбилей,
товарищ Комсомол!
Во славу созданный
Отчизны, нашей матери,
Ты многогранен
в подвиге своем,
Сын ленинской непобедимой
партии,
Наш Комсомол,
тебе мы песнь поем!
Твой подвиг воина
отважен и огромен,
Нам никогда
не позабыть о нем,—
В боях за Родину
ты много крови пролил,
Наш Комсомол,
тебе мы песнь поем!
10. Сцена освещена ярким светом, на ней в свободной мизансцене расположились отдыхающие солдаты пограничной заставы. (Артисты ансамбля МВО). Застава обозначена пограничным столбом с гербом Советского Союза. Исполняются: 1) лирическая песня о Родине: 2) «Комсомольская» Долуханяна; 3) песня сменяется лихим солдатским переплясом.
11. После пляски на площадку выходит один из солдат и читает стихи, в которых говорится о том, что, охраняя труд на неприкосновенных рубежах нашей Родины, воины Советской армии всегда помнят о тех, кто отдал свою жизнь за мир на нашей земле, помнят о слезах, пролитых нашими матерями, помнят о годах гражданской и Великой Отечественной войн.
12. Общий свет гаснет. В луче прожектора на левую сценическую площадку выходит певица. Она в сопровождении симфонического оркестра исполняет арию — монолог Матери «Иди, мой сын» композитора А. Холминова (во время номера певицы участники ансамбля МВО уходят со сцены). По окончании арии в красных лучах прожекторов из 4-го выхода 1-й трибуны через зрительный зал, по направлению к площадке, на которой находится певица, а затем вверх по сценической дороге проходят в боевом порядке, со знаменами, в походной форме отряды красногвардейцев 1917 года, затем бойцов Гражданской войны и, наконец, солдат Великой Отечественной войны. В их строю рядом с безусым юношей мы видим седого старика, грузина рядом с украинцем и т. д. Когда последняя шеренга солдат уходит за кулисы, свет гаснет.
13. И тогда на экране, как бы продолжая движение солдат, возникают кадры специально смонтированного фильма о комсомоле в гражданской и Великой Отечественной войнах. Кинокадры сопровождает тонфильм из музыки Д. Шостаковича к кинофильмам. Во время демонстрации фильма певица уходит, а сцену занимают участники хореографической картины «Памятник».
14. И когда кончится фильм, в лучах прожекторов на фоне освещенного колышущегося Красного знамени группа артистов балета ГАБТ СССР в сопровождении симфонического оркестра исполняет хореографическую сцену «Памятник», рассказывающую о подвиге молодых солдат, грудью защитивших Красное знамя.
15. Когда артисты застывают в финальной скульптурной группе, направленные на них лучи меркнут и одновременно постепенно высвечиваются спущенные над группой большие макеты орденов Боевого Красного Знамени и Ленина с орденскими лентами и увитые лавровыми ветвями. Постепенно прибавляется свет и перед зрителем возникает (подготовленная во время демонстрации орденов) расположенная на всех сценических площадках многофигурная живая картина «Победа». Ликующую торжественную мелодию исполняет симфонический оркестр. Свет постепенно гаснет.
16. В лучах прожекторов на центральной сценической площадке появляются чтецы, а участники живой картины в темноте покидают сцену. Чтецы читают отрывок из стихотворения «Юбилейный гимн комсомолу». В. Котова:
Знамен отцовских
бдительный хранитель,
Делам их славным
верный навсегда,
Герой-новатор
и герой-строитель,
Ты па переднем крае
в дни труда.
Куда б тебя страна
ни посылала.
Ты былью дела.
планы и мечты,
Затейник,
заводила,
запевала,
Правофланговый
молодежи ты!
17. Последние слова чтецов подхватываются песней А. Островского и Л. Ошанина «Комсомольцы». Песня звучит из всех репродукторов зрительного зала. Свет гаснет, и на экране кадры движущихся поездов, самолетов, автомашин с молодежью; бескрайние поля пшеницы, кукурузы, хлопка. Песня звучит громче, и вот уже на экране сотни комбайнов, идет уборка урожая, веселые лица тружеников; поезда грузовиков с зерном нового урожая едут как бы прямо в зрительный зал.
18. Продолжая движение на экране, сначала в лучах прожекторов, а потом при полном свете из-за сцены через зрительный зал, проезжают разукрашенные груженные зерном 7 автомашин, следом за ними 4 автомашины — подвижные эстрады. На машинах девушки и парни, русские и украинцы, узбеки и казахи в праздничных национальных костюмах, с национальными оркестрами. Песня «Комсомольцы» в репродукторах стихает, и на смену ей несутся народные мелодии, исполняемые молодежью на проезжающих машинах. А на грузовиках-эстрадах, остановившихся в зрительном зале, начинаются выступления артистов: частушечников с ансамблем саратовских гармоник, жонглеров, ансамбля киргизских комузистов. Когда машины появляются в зрительном зале, на сцену выбегают группы молодежи, как бы приветствуя приезжающих артистов, а когда машины уезжают, молодежь на сцене танцует.
19. Кончился танец и свет гаснет. Снова через репродукторы слышится песня. А на экране опять дороги, но теперь они приводят нас на стройки индустрии, городов, к комсомольским домнам, в шахты. Монтаж заканчивается кадрами из художественного фильма «Высота». Исполнители главных героев фильма Н. Рыбников и И. Макарова выступают, как бы сойдя с экрана на сцену. Полный свет. Идет специально подготовленный для концерта номер. После окончания номера Рыбников и Макарова приглашают выступить художественную самодеятельность общества «Трудовые резервы».
20. На сцене, на площадках, на сценической дороге участники хореографических коллективов «Трудовых резервов» Москвы исполняют большую танцевальную сюиту «Строители», посвященную теме труда и людям труда.
21. Сюита заканчивается живой картиной «Труд», увенчанной макетами орденов Трудового Красного Знамени и двух Орденов Ленина с орденскими лентами в лавровых ветвях.
Конец I отделения
- И.М.Туманов Режиссура массового праздника и театрализованного концерта
- Рабочий сценарий и монтажный лист праздника, посвященного открытию VI всемирного фестиваля молодежи и студентов Центральный стадион им. В. И. Ленина
- 1957 Год
- Рабочий план концерта, посвященного 25-летию со дня разгрома фашистов под москвой Кремлевский Дворец съездов 6 декабря 1966 г.
- И студентов рабочий сценарий всемирного фестиваля молодежи
- План художественного оформления Москвы
- Праздничное шествие делегаций к стадиону им. В. И. Ленина
- Порядок построения автоколонны
- Маршрут следования
- Торжественный парад участников фестиваля
- Ритуал открытия
- Массовое художественно-спортивное выступление «За мир и дружбу»
- Массовое хореографическое выступление художественной самодеятельности в сопровождении сводного оркестра и хора
- Посадка парка дружбы
- Праздник песни и танца
- Праздник труда
- Праздник «день девушек»
- Праздник сельской молодежи
- Встреча молодежи, посвященная миру и дружбе
- Вечер студентов «по университетам мира» и студенческий бал-карнавал
- Вечер солидарности с молодежью колониальных стран
- Встреча московской молодежи с участниками
- VI всемирного фестиваля молодежи и студентов в кремле
- Праздник советского балета
- Праздник закрытия фестиваля
- «Прощальная ночь»
- Краткое содержание режиссерской разработки проекта фейерверка на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (в день закрытия)
- 1. Малый фейерверк
- 2. Большой праздничный фейерверк
- Рабочий сценарий
- II отделение
- Рабочий сценарий
- Рабочий сценарий встречи-манифестации молодежи «за мир и дружбу» Москва. Манежная площадь 6 августа 1957 г.
- Программа концерта, посвященного 50-летию великой октябрьской социалистической революции Дворец Съездов
- 3 Ноября 1967 г.