logo
Туманов И

Рабочий сценарий

ТОРЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕРТА, ПОСВЯЩЕННОГО 40-ЛЕТИЮ ВЛКСМ

Центральный стадион им. В. И. Ленина Дворец спорта

29 октября 1958 г.

1 отделение

1. 20.30 — Свет в зрительном зале постепенно гаснет. В тем­ноте на авансцену выходят 40 фанфаристов и занимают установ­ленные места.

2. Освещенные лучами прожекторов фанфаристы в сопровож­дении симфонического оркестра исполняют торжественный фан­фарный сигнал.

3. Во время фанфарных сигналов постепенно высвечивается скульптурная группа юношей и девушек.

4. После окончания фанфарной увертюры в свете прожекторов сверху по сценической дороге, а затем через зрительный зал по диагонали к выходу № 4 первой трибуны проходят строем по че­тыре в ряд в парадной форме юные барабанщики Суворовских и Нахимовских училищ (отбивая на ходу барабанную дробь). По маршу барабанщиков через каждые 4 секунды зажигаются 40 светильников, расположенных по краю сценической дороги. Проходя через зрительный зал, барабанщики отбивают дробь с интервалами. В интервалах исполняются фанфарные сигналы. Таким образом, происходит как бы перекличка барабанной дроби и фанфарных сигналов.

5. Когда первый ряд барабанщиков начнет со сцены спускаться в зрительный зал, участники сводного хора «Трудовых резервов» (450—500 человек) собираются на специальные станки, располо­женные в глубине сцены, и располагаются в установленной мизан­сцене.

6. После ухода барабанщиков во время оркестрового вступления к песне А. Холминова освещается колышущееся Красное знамя. Фанфаристы расходятся на две стороны. Солист и сводный хор общества «Трудовые резервы», расположенный на фоне Красного знамени, в сопровождении симфонического оркестра исполняют Песню о Ленине композитора А. Холминова (2 куплета).

7. После окончания песни участники хора широким движением поворачиваются лицом к Красному знамени, за которым возни­кает экран. Движение хора сопровождается мощными звуками фанфар, расположенных за кулисами.

8. Гаснет свет, постепенно гаснут светильники и на экране воз­никают кадры, посвященные В. И. Ленину. Кадры о Ленине со­провождаются революционной песней «Смело, товарищи, в ногу!» в исполнении хора, поющего не в полный голос, без аккомпане­мента.

9. После окончания фильма экран закрывается. На освещен­ную прожекторами площадку выходит чтец и исполняет отрывок из стихотворения В. Котова «Юбилейный гимн комсомолу!»:

Вскипай, весна,

все шире и свободней,

Взлетай все выше,

юности орел!

Мы всей страною

празднуем сегодня

Твой юбилей,

товарищ Комсомол!

Во славу созданный

Отчизны, нашей матери,

Ты многогранен

в подвиге своем,

Сын ленинской непобедимой

партии,

Наш Комсомол,

тебе мы песнь поем!

Твой подвиг воина

отважен и огромен,

Нам никогда

не позабыть о нем,—

В боях за Родину

ты много крови пролил,

Наш Комсомол,

тебе мы песнь поем!

10. Сцена освещена ярким светом, на ней в свободной мизан­сцене расположились отдыхающие солдаты пограничной заставы. (Артисты ансамбля МВО). Застава обозначена пограничным стол­бом с гербом Советского Союза. Исполняются: 1) лирическая песня о Родине: 2) «Комсомольская» Долуханяна; 3) песня сменя­ется лихим солдатским переплясом.

11. После пляски на площадку выходит один из солдат и чи­тает стихи, в которых говорится о том, что, охраняя труд на не­прикосновенных рубежах нашей Родины, воины Советской армии всегда помнят о тех, кто отдал свою жизнь за мир на нашей земле, помнят о слезах, пролитых нашими матерями, помнят о го­дах гражданской и Великой Отечественной войн.

12. Общий свет гаснет. В луче прожектора на левую сцениче­скую площадку выходит певица. Она в сопровождении симфони­ческого оркестра исполняет арию — монолог Матери «Иди, мой сын» композитора А. Холминова (во время номера певицы участ­ники ансамбля МВО уходят со сцены). По окончании арии в красных лучах прожекторов из 4-го выхода 1-й трибуны через зрительный зал, по направлению к площадке, на которой нахо­дится певица, а затем вверх по сценической дороге проходят в боевом порядке, со знаменами, в походной форме отряды крас­ногвардейцев 1917 года, затем бойцов Гражданской войны и, на­конец, солдат Великой Отечественной войны. В их строю рядом с безусым юношей мы видим седого старика, грузина рядом с украинцем и т. д. Когда последняя шеренга солдат уходит за кулисы, свет гаснет.

13. И тогда на экране, как бы продолжая движение солдат, возникают кадры специально смонтированного фильма о комсо­моле в гражданской и Великой Отечественной войнах. Кинокадры сопровождает тонфильм из музыки Д. Шостаковича к кинофиль­мам. Во время демонстрации фильма певица уходит, а сцену за­нимают участники хореографической картины «Памятник».

14. И когда кончится фильм, в лучах прожекторов на фоне освещенного колышущегося Красного знамени группа артистов ба­лета ГАБТ СССР в сопровождении симфонического оркестра ис­полняет хореографическую сцену «Памятник», рассказывающую о подвиге молодых солдат, грудью защитивших Красное знамя.

15. Когда артисты застывают в финальной скульптурной группе, направленные на них лучи меркнут и одновременно по­степенно высвечиваются спущенные над группой большие макеты орденов Боевого Красного Знамени и Ленина с орденскими лен­тами и увитые лавровыми ветвями. Постепенно прибавляется свет и перед зрителем возникает (подготовленная во время демонстра­ции орденов) расположенная на всех сценических площадках мно­гофигурная живая картина «Победа». Ликующую торжественную мелодию исполняет симфонический оркестр. Свет постепенно гаснет.

16. В лучах прожекторов на центральной сценической пло­щадке появляются чтецы, а участники живой картины в темноте покидают сцену. Чтецы читают отрывок из стихотворения «Юби­лейный гимн комсомолу». В. Котова:

Знамен отцовских

бдительный хранитель,

Делам их славным

верный навсегда,

Герой-новатор

и герой-строитель,

Ты па переднем крае

в дни труда.

Куда б тебя страна

ни посылала.

Ты былью дела.

планы и мечты,

Затейник,

заводила,

запевала,

Правофланговый

молодежи ты!

17. Последние слова чтецов подхватываются песней А. Остров­ского и Л. Ошанина «Комсомольцы». Песня звучит из всех репро­дукторов зрительного зала. Свет гаснет, и на экране кадры движу­щихся поездов, самолетов, автомашин с молодежью; бескрайние поля пшеницы, кукурузы, хлопка. Песня звучит громче, и вот уже на экране сотни комбайнов, идет уборка урожая, веселые лица тружеников; поезда грузовиков с зерном нового урожая едут как бы прямо в зрительный зал.

18. Продолжая движение на экране, сначала в лучах прожекто­ров, а потом при полном свете из-за сцены через зрительный зал, проезжают разукрашенные груженные зерном 7 автомашин, сле­дом за ними 4 автомашины — подвижные эстрады. На машинах девушки и парни, русские и украинцы, узбеки и казахи в празд­ничных национальных костюмах, с национальными оркестрами. Песня «Комсомольцы» в репродукторах стихает, и на смену ей несутся народные мелодии, исполняемые молодежью на проез­жающих машинах. А на грузовиках-эстрадах, остановившихся в зрительном зале, начинаются выступления артистов: частушечни­ков с ансамблем саратовских гармоник, жонглеров, ансамбля кир­гизских комузистов. Когда машины появляются в зрительном зале, на сцену выбегают группы молодежи, как бы приветствуя приез­жающих артистов, а когда машины уезжают, молодежь на сцене танцует.

19. Кончился танец и свет гаснет. Снова через репродукторы слышится песня. А на экране опять дороги, но теперь они приво­дят нас на стройки индустрии, городов, к комсомольским домнам, в шахты. Монтаж заканчивается кадрами из художественного фильма «Высота». Исполнители главных героев фильма Н. Рыб­ников и И. Макарова выступают, как бы сойдя с экрана на сцену. Полный свет. Идет специально подготовленный для концерта но­мер. После окончания номера Рыбников и Макарова приглашают выступить художественную самодеятельность общества «Трудовые резервы».

20. На сцене, на площадках, на сценической дороге участники хореографических коллективов «Трудовых резервов» Москвы ис­полняют большую танцевальную сюиту «Строители», посвященную теме труда и людям труда.

21. Сюита заканчивается живой картиной «Труд», увенчанной макетами орденов Трудового Красного Знамени и двух Орденов Ленина с орденскими лентами в лавровых ветвях.

Конец I отделения