logo search
Искусство Запада 1XX-ХХв

Тема 1. Западная культура: особенности и периодизация

Основные особенности духовной культуры Запада формируются в эпоху Просвещения. XVIII век является периодом ранних буржуазных революций, когда формируются экономические основы капитализма, которые противоречат изживающему себя феодально-монархическому строю. В культуре Нового времени господствует рационализм. В эпоху Просвещения складывается парадигма и фундаментальный проект западной культуры. Парадигму образуют гуманизм, опирающийся на индивидуализм, рационализм, ставящий во главу угла всесильный Разум и идея прогресса, предполагающая движение «вперед и больше». Прогресс определяется ростом производительных сил, освоением природных ресурсов и использованием энергии. Проект Просвещения заключается в стремлении построить счастливое общество на разумных основаниях. Развитие интеллекта, науки и техники, энергетики должно стать фундаментом построения общества всеобщего благоденствия. Вот почему вектор времени в европейской культуре оказывается устремлен из прошлого в будущее, человек настоящего живет будущим, уповая на технический прогресс. Имея гуманистические ориентиры, культура развивается под влиянием отношений купли-продажи, в условиях бурного развития капитализма. Но экономический прогресс сопровождается духовным кризисом. Культура не может принять утилитаризма и прагматизма и потому отстраняется от социальной действительности. Порой творчество оказывается по ту сторону добра и зла, теряя моральные критерии и развертываясь в сторону эстетизма и чистого искусства. Нарастает культурный элитизм, противостояние искусства и действительности, который открывается в начале XIX века эпохой романтизма и завершается в середине века ХХ искусством абсурда. Период господства элитарной тенденции – полтора столетия. Во второй половине ХХ века на почве научно-технического прогресса и все более захватывающих искусство коммерческих отношений начинает доминировать массовая культура. И, вместе с тем, образуются тенденции оппозиционные капитализации духовной жизни – контркультура и эксперименты авангарда, слитые порой с повседневной жизнью и представляющие нечто вроде демократической тенденции. В противовес концепции искусства как автономной художественной целостности, противостоящей социальной действительности, складывается понимание арт-практики как элемента культуры, трактующее искусство как социальный институт. Таким образом, можно выделить два больших периода: 1) от романтизма к модернизму с начала XIX века до середины ХХ столетия и 2) ситуацию постмодерна с 1980-х годов ХХ века.