Примерная учебная программа для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств
МОСКВА 2002
Пояснительная записка
Рисунок является основой изобразительного искусства—живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Будучи основой реалистического изображения, рисунок, по словам Микеланджело, — это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры.
Задача данного курса заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости.
При прохождении курса используется все лучшее в системе академических художественных школ, развиваются определенные принципы и методы преподавания графики. Так, в рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения его, учащиеся с помощью педагога усваивают правила графического изображения и законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах.
Учащиеся получают некоторые сведения о пластической анатомии человека, животных, учатся изображать фигуру и портрет человека.
При этом они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного — к обобщенному общему, атакже осваивают технические приемы рисунка — от самых простых до более сложных.
Кроме того, на занятиях по «длительному» рисунку проводится работа над воспитанием таких художественных качеств, как «постановка глаза», развитие «твердости руки», умение «цельно видеть», наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера.
Содержание программы предполагает расположение учебных заданий в порядке постепенного усложнения — от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме и выразительности натуры. Наряду с длительными постановками выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память учащихся.
Дополнительно к практическим заданиям в содержание курса вводится анализ рисунков мастеров русской реалистической школы посредством показа репродукций, фильмов, посещение художественных музеев и галерей, выставок современных художников.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предмету, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры и выставки.
Основы учебного рисования: умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости данного листа бумаги.
Правила при работе над рисунком: выбор места относительно натуры, расположение листа бумаги по отношению к глазу рисующего (высота, расстояние), правильная осанка, использование графических материалов.
Правила построения предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений.
Знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве.
Последовательность ведения работы по рисунку. Постепенное повышение требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.
Наряду с рисованием предметов легко воспринимаемой формы, выполняются рисунки чучел птиц и животных.
Освещение верхнее, боковое.
Размер рисунка от ¼ до ½ листа бумаги.