logo search
Вопрос 7-12 Гейн

8. Дизайн сша. Сравнительный анализ американского и российского дизайна.

Американский дизайн возник позже европейского, но именно он получил наиболее широкое распространение. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы.

Структура американской и европейской промышленности были различны, так как были различны процессы их развития. Европейская промышленность, возникшая в конце восемнадцатого века в Англии, заменила машиной ручной труд при обработке простых сырьевых материалов. Американская промышленность стала развиваться гораздо позже – около 1850 г. Там произошла индустриализация тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд.

Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой, в Европе наблюдалась обратная картина. Эту же тенденцию можно наблюдать в области строительства домов. Американцам принадлежит изобретение нового типа деревянной рамно-каркасной конструкции. Американский деревянный каркас состоит из неразрезных стоек с прибитыми к ним гвоздями горизонтальными элементами. Его использование дает возможность отказаться от услуг высококвалифицированных плотников. Этот тип каркаса заменяет дорогостоящий фахверк с применением соединений “в шип” новым способом, предусматривающим соединение на гвоздях подобно ящику. Освоение Запада от Чикаго до побережья Тихого океана смогло осуществиться в столь короткий срок благодаря этому типу каркаса.

Его изобретение приписывается Георгу Вашингтону Сноу. Первое здание, построенное по этому принципу, – католическая церковь Святой Марии в Чикаго.

Вторая американская находка в области строительства – кирпичная плоская стена, подобная кирпичной стене Амстердамской фондовой биржи. Американский жилой дом не отвечает устоявшимся европейским традициям, где это обычно солидное здание кубической формы. Дом европейца – это его крепость. Двери тяжелые, как правило, они заперты. Раздвижные двери никогда не выходят в вестибюль, они соединяют лишь комнаты между собой. В американских домах у половины дверей нет ключей, а стенные и платяные шкафы не имеют замков, нет ставень и занавесок. Американец редко ставит забор вокруг дома. “Гараж при современном уровне производства автомобилей больше не нужен, – заявил Ф.Л. Райт в 1938 г., – вполне достаточно навеса с двумя стенами и крышей”.

Российский дизайн. (Для анализа).

Развитие дизайна в России, в от­ личие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы худо­ жественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента, оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.

Первый относится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно - технические мастерские ( ВХУТЕМАС ), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна ) высшей квали­ фикации. Перед ними ставилась зада­ча создания радостных вещей, преоб­ ражения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономическо­го прогресса, художественная часть хозяйственная» ( А - В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработ­ ки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, пред­ метном и средовом дизайне.

К сожалению, в 30- е годы XX века это направление развития отечественного дизайна — из - за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.

Вынужденная изоляция России от мирового дизайнерского опыта и единичные успехи художников - конструкторов после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов выявили не­обходимость активного улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно - бытового назначения, в том числе за счет внедрения методов художественного конструирования.

В 70- е годы прошлого века перед отечественным дизайном был постав­ лен ряд непростых задач — создать в промышленности систему мест прило­ жения дизайнерского труда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но глав­ ное — разработать эффективную про­ грамму внедрения достижений дизай­ на в культуру производства и потребления в России.

В результате на предприятиях страны появились специальные художественно - конструкторские бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерского профиля, была создана единая система научно - проектных организаций во главе с ВНИИТЭ ( Всесоюзный научно - исследовательский институт технической эстетики ). Появились и начали реализовываться масштабные дизайн - программы совершенствования промышленной продукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное фор­ мирование функционально и эстетиче­ ски осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерской работы произвел большое впечатление на крупные корпорации и дизайнерские фирмы за рубежом, которые стали при бегать к долгосрочному дизайнпрог - раммированию в масштабных проектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организации среды района Дефанс в Париже.

Однако на рубеже XX — XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайна резко оборвалась, в настоящее время отечественный ди­ зайн находится на распутье. С одной стороны, появляется множество единич­ных заказов, связанных с частными предпринимательскими структурами ( фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды ), с другой — почти исчезла государственная поддер­ жка крупномасштабных проектов.

Правда, в настоящее время наме­ тилась тенденция активного возрожде­ ния дизайнерского дела в стране — на сцену выходят новые кадры художников - дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают : фундаментальная истина «западного» сообщества — ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» — вещи, образа жизни, характера труда, реаль­ ным обстоятельствам — свойственен российскому менталитету в высшей степени.

Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прош­ лого века : умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этих обстоятельств. И это же позволяет надеяться, что и нынешний поворот жизненных пертурбаций не обескуражит национальный дизайн. Тем более, что общая платформа нашей проектно - промышленной культуры — формирование прекрасного из реального — находится в русле принципиальных концепций мирового дизайнерского творчества.

Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них — отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты. России снова предстоит сделать идейно - эстетический рывок, создать собственную идеологию и практику отечественного дизайна — новой «региональной» вет­ви глобального ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.