8. Дизайн сша. Сравнительный анализ американского и российского дизайна.
Американский дизайн возник позже европейского, но именно он получил наиболее широкое распространение. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы.
Структура американской и европейской промышленности были различны, так как были различны процессы их развития. Европейская промышленность, возникшая в конце восемнадцатого века в Англии, заменила машиной ручной труд при обработке простых сырьевых материалов. Американская промышленность стала развиваться гораздо позже – около 1850 г. Там произошла индустриализация тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд.
Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой, в Европе наблюдалась обратная картина. Эту же тенденцию можно наблюдать в области строительства домов. Американцам принадлежит изобретение нового типа деревянной рамно-каркасной конструкции. Американский деревянный каркас состоит из неразрезных стоек с прибитыми к ним гвоздями горизонтальными элементами. Его использование дает возможность отказаться от услуг высококвалифицированных плотников. Этот тип каркаса заменяет дорогостоящий фахверк с применением соединений “в шип” новым способом, предусматривающим соединение на гвоздях подобно ящику. Освоение Запада от Чикаго до побережья Тихого океана смогло осуществиться в столь короткий срок благодаря этому типу каркаса.
Его изобретение приписывается Георгу Вашингтону Сноу. Первое здание, построенное по этому принципу, – католическая церковь Святой Марии в Чикаго.
Вторая американская находка в области строительства – кирпичная плоская стена, подобная кирпичной стене Амстердамской фондовой биржи. Американский жилой дом не отвечает устоявшимся европейским традициям, где это обычно солидное здание кубической формы. Дом европейца – это его крепость. Двери тяжелые, как правило, они заперты. Раздвижные двери никогда не выходят в вестибюль, они соединяют лишь комнаты между собой. В американских домах у половины дверей нет ключей, а стенные и платяные шкафы не имеют замков, нет ставень и занавесок. Американец редко ставит забор вокруг дома. “Гараж при современном уровне производства автомобилей больше не нужен, – заявил Ф.Л. Райт в 1938 г., – вполне достаточно навеса с двумя стенами и крышей”.
Российский дизайн. (Для анализа).
Развитие дизайна в России, в от личие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы худо жественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента, оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.
Первый относится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно - технические мастерские ( ВХУТЕМАС ), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна ) высшей квали фикации. Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преоб ражения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» ( А - В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработ ки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, пред метном и средовом дизайне.
К сожалению, в 30- е годы XX века это направление развития отечественного дизайна — из - за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.
Вынужденная изоляция России от мирового дизайнерского опыта и единичные успехи художников - конструкторов после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов выявили необходимость активного улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно - бытового назначения, в том числе за счет внедрения методов художественного конструирования.
В 70- е годы прошлого века перед отечественным дизайном был постав лен ряд непростых задач — создать в промышленности систему мест прило жения дизайнерского труда, решить проблему подготовки для них высококвалифицированных кадров, но глав ное — разработать эффективную про грамму внедрения достижений дизай на в культуру производства и потребления в России.
В результате на предприятиях страны появились специальные художественно - конструкторские бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерского профиля, была создана единая система научно - проектных организаций во главе с ВНИИТЭ ( Всесоюзный научно - исследовательский институт технической эстетики ). Появились и начали реализовываться масштабные дизайн - программы совершенствования промышленной продукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное фор мирование функционально и эстетиче ски осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерской работы произвел большое впечатление на крупные корпорации и дизайнерские фирмы за рубежом, которые стали при бегать к долгосрочному дизайнпрог - раммированию в масштабных проектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организации среды района Дефанс в Париже.
Однако на рубеже XX — XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайна резко оборвалась, в настоящее время отечественный ди зайн находится на распутье. С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных с частными предпринимательскими структурами ( фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды ), с другой — почти исчезла государственная поддер жка крупномасштабных проектов.
Правда, в настоящее время наме тилась тенденция активного возрожде ния дизайнерского дела в стране — на сцену выходят новые кадры художников - дизайнеров, подготовленные уже а в последние годы и умеющие работать в новых условиях. Они хорошо знают : фундаментальная истина «западного» сообщества — ценность накопления — для нас не абсолютна. Зато «принцип соответствия» — вещи, образа жизни, характера труда, реаль ным обстоятельствам — свойственен российскому менталитету в высшей степени.
Это во многом объясняет взлет идей русского дизайна в начале прош лого века : умение неожиданно вписаться в новые обстоятельства счастливо совпало с неожиданным появлением этих обстоятельств. И это же позволяет надеяться, что и нынешний поворот жизненных пертурбаций не обескуражит национальный дизайн. Тем более, что общая платформа нашей проектно - промышленной культуры — формирование прекрасного из реального — находится в русле принципиальных концепций мирового дизайнерского творчества.
Разумеется, у отечественного дизайна масса проблем, но главная из них — отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или невольно заняты. России снова предстоит сделать идейно - эстетический рывок, создать собственную идеологию и практику отечественного дизайна — новой «региональной» ветви глобального ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 7. Виды композиций. Процесс трансформации видов композиции.
- 8. Дизайн сша. Сравнительный анализ американского и российского дизайна.
- 9. Иллюзии цветового зрения. Иррадиация. Эргономические требования к цветовому решению.
- 10. Интерпретация принципов традиционной японской культуры в современном дизайне (традиционный дом, модулирование, трансформация).
- 11. Международные выставки научно-технических достижений середины 19 – начала 20 вв.
- 12. Модерн. Творчество г. Гимара, о. Бердслей, а. Мухи, т. Лотрека, к. Мозера.