Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
В Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.
2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики. 3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые же годы Советской власти собрание Галереи значительно увеличилось, что вновь остро поставило вопрос о расширении ее площадей.
Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году. В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.
В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания - так называемого "щусевского корпуса", чьи просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны (1941–1945): две фугасные бомбы, упавшие в результате налета немецкой авиации в нескольких местах разрушили стеклянное покрытие крыши, межэтажное перекрытие некоторых залов, пострадал главные ход. Восстановление Галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации. В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А.А.Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства.
К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Вновь возникла необходимость расширения экспозиционной площади. Этим вопросом занялся Ю.К.Королев (1929–1992), в течение полутора десятилетий возглавлявший Третьяковскую галерею (1980-1992).
Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие), основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994 годах проходила выставка шедевров из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.
Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.
Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы.
В ерещагин Василий Васильевич
Апофеоз войны , 1871г., Холст, масло 127 х 197
Под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью, Верещагин выполнил серию картин "Варвары". Ключевое место в этой серии по своей идейной насыщенности занимает картина "Апофеоз войны". Перед зрителем расстилается мертвая, выжженная солнцем пустыня с чахлыми деревцами, вдали – разграбленный город, а в центре – пирамида из человеческих черепов. Такие "памятники" оставлял после себя завоеватель XIV–XV веков Тамерлан (Тимур). Первоначально художник намеревался назвать картину "Триумф Тамерлана", однако предпочел придать ей более масштабное значение, написав на раме: "Апотеоза войны" и добавив: "Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".
Лаврушинский переулок, 10, зал 27
В ерещагин Василий Васильевич
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Не датировано
Холст, масло
38,7 х 54
Тадж-Махал – мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал – великолепное архитектурное сооружение XVII века. Художник считал его "одной из великолепнейших построек в мире" и неоднократно изображал с разных точек зрения и при различном освещении. Верещагин изучал жизнь и быт тех стран, где ему довелось побывать. Особенности его живописной манеры – предельная, документальная точность изображения. Он использует яркие открытые цвета, так, чтобы на фоне "пламенного неба Юга" (как любили выражаться русские поэты) белизна и прозрачность мрамора смотрелась бы особенно эффектно. Восток предстает страной волшебства и чудес.
Лаврушинский переулок, 10, зал 27
С аврасов Алексей Кондратьевич
Грачи прилетели
1871
Холст, масло
62 х 48,5
Картина написана по этюдам, исполненным в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Произведение, появившееся на первой передвижной художественной выставке в 1871 году, ознаменовало начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы, рождение лирического пейзажа. Этой работой Саврасов утверждал идею, что самое простое, скромное явление в природе, одухотворенное личностным отношением художника, полно эстетического содержания. Пейзаж представляет открытое, незамкнутое пространство, маленькую часть мироздания, где течет обычная жизнь, ясная и простая.Мир картины гармоничен в своей обыденности, согрет человеческим теплом – дымок из трубы создает трогательную атмосферу уюта. И.Н.Крамской, описывая свои впечатления от выставки, говорил, что все пейзажи там – «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Лаврушинский переулок, 10, зал 18
П еров Василий Григорьевич
Охотники на привале
1871
Холст, масло
119 х 183
Перов был страстным охотником. Но данная картина не столько воспоминание о любимом занятии, сколько вполне продуманная творческая задача. В 1870 году за картину "Птицелов" (1870, ГТГ) художник получил звание профессора и место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Осознавая ответственность подобной работы, Перов решает написать картину, чьи художественные данные доказывали бы его мастерство. К этому времени в своей живописи он отошел от драматических тем народной жизни, он не стремится "вскрывать язвы общества", а выбирает сюжеты о "малых" радостях "малых" людей. Фронтально развернутая композиция представляет три разных характера: опытный охотник-лгун, легковерный новичок и сомневающийся в правдивости рассказа. Персонажи даны на фоне незамысловатого осеннего пейзажа, а передний план заполнен весьма продуманным натюрмортом: подстреленная дичь и заяц, охотничье ружье, ягдташ и рог. Выдержанная в классической коричневатой гамме, картина созвучна "Охотничьим рассказам" И.С.Тургенева и демонстрирует новый этап в творчестве Перова-жанриста.
Лаврушинский переулок, 10, зал 17
К рамской Иван Николаевич
Русалки
1871
Холст, масло
88 х 132
Картина написана на сюжет повести Н.В.Гоголя «Майская ночь». Крамской заканчивал ее летом 1871 в селе Хотень Черниговской губернии, а в 1872 дважды вносил некоторые изменения: «В своей картине "Майская ночь" я… кое-что прошел и, кажется, не испортил». Художник не иллюстрирует повествование. В обращении к поэтическому строю гоголевской литературы видится стремление передать таинственную красоту лунной ночи, воплотить гармонию человека и природы. Появление в творчестве И.Н.Крамского подобной работы не было случайным. В отечественной культуре нарастал интерес к позитивным сторонам жизни, к идеалу.
Лаврушинский переулок, 10, зал 20