logo search
08-12-2013_12-23-51 / Учебно-методическое пособие 5213

Интеллектуальная собственность как результат нид

Интеллектуальная собственность— юридический термин, обозначающий все временно переданные лицу эксклюзивные нематериальные права. Прежде всего, термин подразумевает временное обладаниеавторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами натоварные знаки, и действующимипатентами. Юридическое содержание самого термина интеллектуальная собственность в большинстве стран не определено. В России термин определен в ст. 1225 части четвертойГражданского кодексаРФ, принятой 24 ноября 2006 года, как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита .

В широком понимании означает закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Интеллектуальная собственность является правом на нематериальную личную собственность. Любая собственность, как материальная (например, компьютерное оборудование, содержащее программное обеспечение), так и нематериальная (например, само программное обеспечение), включает законное право отстранить других от владения ею. Интеллектуальная собственность обладает (обычно на ограниченный срок) законным правом отстранить других от создания, использования, или продажи, или импортирования интеллектуальной собственности.

Интеллектуальную собственность подразделяют на несколько крупных форм. Самые распространенные — патент, авторское право, профессиональный секрет и торговая марка. Любая форма интеллектуальной собственности пытается защитить плод человеческой деятельности. Патент защищает изобретательские идеи, которые были внедрены в практику. Авторское право защищает оригинальные проявления, опубликованные и доступные для человеческого восприятия, зачастую называемые «письменная форма» (например, программное обеспечение). Профессиональные секреты защищают коммерчески ценную и не известную широкому кругу информацию, например, привилегии пользования web-сайтом. Торговая марка защищает символику, по которой распознается уникальный источник товара или услуги.

В понятие интеллектуальной собственности входят имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием в электронном виде произведений науки, литературы и искусства. Правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет авторского права на электронные образовательные ресурсы, основано на использовании метода юридического равенства сторон.