3. Пространственные и временные искусства
В истории художественной практики пространственные искусства занимают роль первопроходцев. Именно пространственные искусства исторически оказались первыми и единственными обладателями возможностей зримо воплощать культурные модели мира. Так, барочная архитектура с ее обязательным декором, обилием деталей, отсутствием «геометрии прямого угла» - это рассказ о новом мире, ценностью которого становится механическое движение. Исследователь пластических искусств Б.М. Бернштейн предлагает уточнить термин пространственность, добавляя термины «статичность» и «одновременность». Именно в наслаждении одновременностью автор усматривал субъективный план сферы пространственных искусств. Статичность пространственных искусств позволяет преодолевать диахронию художественного развития, и в этом состоит их социокультурная миссия. Общаясь с памятниками архитектуры, наслаждаясь пластикой великих мастеров, разглядывая дадаистские арт-объекты, мы участвуем вместе с авторами в синхронизации человеческого опыта. Открытия Ньютона и Коперника, Левенгука и Гарвея не прямо, но опосредованно представлены в динамичной скульптуре Лоренцо Бернини, фонтанах Версаля, непременных драпировках и игрой с пространством на картинах Рубенса и Веласкеса. Отказ от декора, простота и функциональность, минимализм, использование новых материалов, в частности, железобетонных конструкций, стали визитной карточкой архитектуры 20-30-х гг. Наиболее адекватно эти принципы, основанные на вере в научно-технический прогресс, были воплощены в архитектуре конструктивизма.
Пространственные искусства осваивают мир с точки зрения его вещной составляющей. Вещная природа пространственных искусств тесно связана со способами деятельности того или иного типа культуры.
Непроцессуальность пространственных искусств имеет как сильные, так и слабые стороны, на них в XVIII указывал немецкий просветитель Г. Лессинг в работе «Лаокоон или о границах живописи и поэзии». Лессинг говорил о том, как в живописи глаз охватывает предмет сразу, а поэт должен нам показывать все медленно, по частям, поэтому часто случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой. Для глаза рассматриваемые части остаются постоянно на виду, а для слуха прослушанное исчезает. Как у процессуальных искусств есть свои пределы в моделировании и постижении мира, так и статичность ограничивает освоение полноты мира. Ограниченность пространственных искусств – в противостоянии времени. Вот почему с самого раннего развития искусства наблюдается внутренне тяготение, стремление к синтезу пространственных и временных искусств. Прежде, чем пойдет разговор о синтезе, посмотрим, какова социокультурная миссия временных искусств.
Временные искусства – литература и музыка характеризуются процессуальностью, их еще называют динамическими искусствами. В отличие от вещности и предметности пространственных искусств, временные искусства обладают большей степенью ассоциативности. Временные искусства непосредственно выявляют и воссоздают изменчивость человеческих состояний, динамику чувств и настроений. Временные искусства могут передавать характер человеческого общения, его ритуальность или фамильярность, взаимное тяготение или равнодушие. Так, классическая сонатная форма, утверждающая определенную связь между главной и побочной темами, конструирует гармоничный мир, построенный на законах разума. Форма барочного концерта «Concherto Grosso» воспроизводит игровую стихию культуры, ее театральность и условность. Соревнование соло и tutty (звучание всех голосов одновременно), piano и forte – символическая замена принципа зеркального отражения пространственных искусств эпохи Барокко. Заикание героев пьес Э. Ионеско, вальс для расстроенного пианино А. Берга – все эти примеры позволяют нам «увидеть» и прочувствовать драму некоммуникабельности. Восприятие пространственных и временных искусств требуют разных психологических установок. Вот почему хотелось бы, чтоб на концертах в филармонии не звонили мобильные телефоны, но те же сигналы мобильных телефонов не могут помешать нам рассматривать и получать удовольствие от произведения архитектуры. Многие проблемы с восприятием классической и тем более модернистской музыки как раз связаны с неспособностью «услышать» развитие темы, обнаружить послание, проследить за его движением.
Наряду с пространственными и временными искусствами существуют и пространственно-временные (театр, кино, танец). О них мы будем говорить позже.
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19