«Братья-мусульмане» из Египта
В 1929 г. в Египте была создана «Ассоциация братьев-мусульман». Основал ее Хасан аль-Банна (1906—1949) — крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политическая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но достаточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдельных представителей духовенства. Аль-Банна видел задачу «Ассоциации» в защите ислама и мусульман от атеизма, от «развращающего» западного влияния. Он говорил, что ислам — это «вера и культ, родина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина». Следовательно, необходима полная исламизация личной, общественной и государственной жизни путем возврата к фундаментальным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая политика возвысит роль ислама и мусульманской обшины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рассматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и воссоздание ими единого государственного образования — халифата. Лозунгом «Ассоциации» стали слова: «Бог — наша цель, пророк— наш руководитель, Коран — наша конституция, джихад — наш путь, смерть во имя Бога — наше высшее стремление».
К середине XX в. «Ассоциация» уже имела боевую организацию — «Секретный орган» («Джихаз сирри»), осуществлявший террористические акты против представителей власти. В результате репрессивных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнен крупнейший идеолог египетских «Братьев-мусульман» Сейид Кутб, представлявший наиболее экстремистское крыло организации. Именно он внес основной вклад в разработку доктрины «обвинения в неверии и уходе от мира».
Суть этой доктрины такова: неприятие человечеством шариата в качестве источника власти является причиной того, что в мире господствует духовное невежество, незнание истинного Бога и истинной веры, многобожие.
Исходя из этой посылки, Кутб вопреки исламской традиции делит людей не на мусульман и немусульман, а на мусульман, строго придерживающихся законов шариата, и «неверных», т.е. всех остальных. Между первыми и вторыми не может быть примирения и компромисса. Таким образом, Кутб относит к числу «неверных» и большинство мусульман. В своей книге «Социальная справедливость в исламе» он писал, что все социальные проблемы разрешимы только на основе Корана. Но при этом автор не возражает против использования достижений современной науки и техники во имя общественного блага.
Организация «Аль-Ихван аль-Муслимун» (в переводе с арабского – «Братья-мусульмане») представляет собой международную политико-религиозную ассоциацию, куда входят различные движения, партии и группы, объединенные идеологией радикального суннитского ислама. Основана египетским шейхом Хасаном бин Ахмадом бин Абдур-Рахманом аль-Банной в 1928 году.
Хасан аль-Банна, на момент создания организации работавший учителем в народной школе города Исмаилия (зона Суэцкого канала), так характеризовал созданную им организацию: «салафитское движение, ортодоксальный путь, суфийская реальность, политическая организация, спортивная группа, научное и культурное общество, экономическая компания и социальная идея». Как можно заметить, определение аль-Банны охватывает практически всю сферу человеческой жизни. Действительно, организация не упускала ни единой возможности вербовки сторонников.
После гибели аль-Банны от рук неизвестного в 1949 году идеологом «Братьев» становится Сейид аль-Кутб (Сайид Кутуб), известный египетский политик, писатель и философ. При аль-Кутбе организация становится более радикальной, в 1954 году происходит покушение на египетского президента Гамаля Абдель Насера.
В 1965 году выходит книга аль-Кутба, оказавшая серьезное влияние на оформление идеи мусульманского экстремизма – «Вехи на пути». Если аль-Банна рассчитывал на мирную исламизацию общества, то аль-Кутб назвал войну верующих против неверных (джихад) справедливой гражданской войной. Вскоре Сейид аль-Кутб был задержан и приговорен к казни через повешение по обвинению в организации попытки убийства президента и других представителей власти; казнь состоялась 29 августа 1966 года.
Именно Сейид аль-Кутб является автором известного лозунга: «Аллах – идеал, пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха – заветная мечта».
Целью «Братьев-мусульман» стало приведение общества и государства в соответствие с нормами ислама, причем для достижения цели могут применяться различные методы, в том числе террор. Когда «Братья» говорят о подлинном исламском государстве, они подразумевают воссоздание великого исламского Халифата. Ислам понимается как безупречная социально-политическая система, а для автоматического торжества полной гармонии с миром и его Творцом следует неукоснительно соблюдать все нормы ислама. В конце ХХ века идеологической основой ассоциации стал ваххабизм. В ассоциации огромное значение уделяется борьбе с западным влиянием и «западничеством» вообще.
Основной ячейкой всех входящих в «Аль-Ихван аль-Муслимун» организаций является «семья». Члены семьи – братья. Семьи создаются и функционируют по территориальному принципу, состоят из 5-10 братьев, один из которых называется «старшим братом» и управляет семьей. Все члены одного "семейства" в полном составе входят или в миссионерскую, или в боевую организацию «Братьев-мусульман», так как для «Братьев» характерно разделение на два крыла — воспитательно-миссионерское и боевое (организации, занимающиеся вооруженной борьбой, глубоко законспирированы).
Несколько семей объединяются в «большую семью», которую возглавляет «отец». Совет отцов и возглавляющий его «шейх» («амир») руководят каждой из организаций в составе ассоциации. Самой ассоциацией «Братьев-мусульман» руководит так называемый «Большой совет», который состоит из представителей организаций и собирается не менее двух раз год. Между заседаниями «Большого совета» ассоциацией управляют избираемые «Большим Советом» «Верховный наставник» (араб. «аль-муршид аль-амм») и два помощника — «Великих брата» (при этом один из них возглавляет легальное миссионерское крыло, другой — боевое). При Верховном брате действует консультативный орган — постоянный совет из представителей организаций.
По данным, предоставленным Центром общественных связей ФСБ РФ в 2000 году, на тот момент экстремистские ячейки «Братьев-мусульман» действовали более чем в пятидесяти странах мира (надо полагать, что с тех пор их число заметно увеличилось). Структуры «Братьев» существуют в 49 регионах Российской Федерации, они работают в координации с другими экстремистскими и легальными организациями исламистов. Прикрытием для распространения идей радикального ислама часто является благотворительная деятельность (способ не нов: например, в свое время из благотворительной организации «Муджама аль-Исламийя» выросла палестинская ветвь «Братьев» — ХАМАС).
Нужно отметить, что в большинстве случаев «Братья-мусльмане» приходят в тот или иной регион и укрепляются там, следуя определенному плану. Сначала строятся мечети, куда выписываются «квалифицированные» муллы, связанные с «Братьями». Вокруг мечетей формируется инфраструктура — школы, детские сады, больницы и благотворительные организации, которые занимаются сбором и распределением денег. Параллельно возникают подпольные террористические организации халифатистско-ваххабитского толка, при этом связь между легальными исламскими организациями и террористическим подпольем категорически отрицается. Эта стратегия описана в так называемом «Плане 1982 года» — документе, найденном в 2001 году полицией Швейцарии на вилле директора банка «аль-Таква», одного из высокопоставленных деятелей «Братьев» Юссефа Нады.
Данные ЦОС ФСБ свидетельствуют о том, что эмиссары «Братьев» получают из-за рубежа значительные средства на вербовку новых членов, вхождение в структуры власти, сбор данных и анализ процессов, происходящих в постсоветском пространстве. В качестве примера такой деятельности ФСБ назвало деятельность неправительственной благотворительной организации «Общество социальных реформ» (араб. «Джамият аль-Ислах аль-Иджтиман»), которая существует под началом «Кувейтского объединенного комитета помощи». Собранные за границей пожертвования поступали на банковский счет «Общества» в Баку, а оттуда в виде наличных средств перевозились в отделение организации в г. Грозный для распределения между группами чеченских боевиков.
В России деятельность ассоциации «Братья-мусульмане», а также ряда входящих в ассоциацию организаций (в том числе и «Общество социальных реформ») признана террористической и запрещена в 2003 году.
В наше время организации«Братьев-мусульман» существуют во многих мусульманских странах (легально или нелегально). В ассоциацию входят ХАМАС (Палестинская Автономия), Фронт исламского действия (Иордания), Мусульманское братство (Сирия), Ассоциация братьев-мусульман Великобритании, Исламское общество Германии, Федерация исламских общин Европы, другие организации «Братьев-мусульман» в Ираке, Ливане, Судане, Казахстане, Узбекистане и т.д.
- Рождение пророка и его родословная
- Детство, молодость и зрелость пророка
- Начало пророческой миссии и мекканский период жизни пророка
- Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности.
- Космогонические и философские представления
- Ваххабизм
- Монополия на истину
- Организации исламского фундаментализма
- «Братья-мусульмане» из Египта