2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
Возвышенное часто отождествляется с красотой в ее максимальной концентрации, но есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть представление, что возвышенное связано с большими размерами. Но и здесь заблуждение: не всегда возвышенное проявляется в количестве. У Родена, например, «Вечная весна» – небольшая по размерам скульптура представляет возвышенное, а факты из книги рекордов Гиннеса, несмотря на поражающие воображение числовые параметры – нет.
Итак, возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Человек попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей, поле, которое он не знает как измерить. От этого у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те отношения с миром и стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. В субъективном плане эту бесконечность можно сформулировать как неохватность. Возвышенное безмерно, несоизмеримо с простыми человеческими возможностями и много превосходит их. У человека начинает учащенно биться сердце при встрече с возвышенным.
Почувствовать возвышенное возможно не столько в непосредственно чувственном контакте, как в прекрасном, но через воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что исчерпать невозможно – пример такой силы, которая бросает вызов обычному человеку и которую человек не может соотнести со своей силой. Горы воспринимаются как возвышенное, ибо это что-то не покоренное, над нами, это возвышенное не только в пространстве, но и во времени: мы малы, конечны, скалы бесконечны и от этого захватывает дух. Горизонт, звездное небо, бездна всегда возвышенны, ибо рождают образ бесконечности в нашем сознании. Вертикальность, движение в бесконечный небесный мир становится основой нашего восприятия возвышенного. Человеческое восприятие мира вертикально как восхождение к ценностным пределам, идеалам. У Тютчева:
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые
Его призвали всеблагие как собеседника на пир!»
Душа поднимается, когда понимаешь значение этих событий. Но второе – нравственный закон, трудное преодоление исходного эгоизма делает человека возвышенным, поднимает его. Героическое как поступок ради человечества, является разновидностью возвышенного.
Два понятия важны при определении возвышенного: вершинность (вершинные проявления природного и общественного бытия), замеченная чувственно (воплощение вертикали, например, религиозные сооружения). Человек не может жить без абсолютных ценностей, которые выступают предельными целями и предельными критериями ценности для человека. Эти абсолюты, конечно, выходят за рамки обычного повторяющегося повседневного существования, они не выводимы из него, это ценности, для существования которых нет человеческих предпосылок.
В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира, которые есть антипод всего относительного, они безотносительны. Возвышенное и есть абсолютное в относительном мире. Есть такие абсолюты и внутри человеческого существования, где совпадают прекрасное и возвышенное, это, например, истина. Нет предела истине и стремлению к истине, свобода – тоже. Любовь также беспредельна, требует полноты самоотдачи, полноты проживания. Но бесконечная привязанность старосветских помещиков у Гоголя – это выражение прекрасного, а любовь у Родена – возвышенное. И все-таки есть явления далекие от этически абсолютного. У Пушкина в «Пире во время чумы» из «Маленьких трагедий», председательствующий на пирушке во время эпидемии чумы, провозглашает гимн чуме:
Итак, - хвала тебе, Чума!
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье.
Бокалы пеним дружно мы,
И девы-розы пьем дыханье –
Быть может …полное Чумы.
Человек бросает вызов уничтожающей всех чуме, противопоставляя этому бедствию свою духовную силу, способную на преодоление страха перед наступающей чумой. Возвышенное воплощает внутренний рост человека. В прекрасном воплощено радостное соглашение с миром, в возвышенном мы чувствуем внутреннюю бесконечность, бессмертие, причастность к которому и дарит возвышенное.
Прекрасное – однородность, гармония, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное воплощает психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты открываются человеком в результате приложения этих сил. Если побеждает страх, возникает паралич воли, и неспособность действовать.
В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой ощущаем свою бессмертность через прорыв в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным.
Но прекрасное и возвышенное равно необходимы и дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний, воспроизводящий устойчивые и необходимые связи с миром и небесный, утверждающий безмерность, манящий и возвышающий его.
- Предисловие
- Лекция 1. Эстетика как наука
- 2. Предмет эстетики
- 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика
- Лекция 2. Сущность эстетического
- 2. Эстетическое как ценностное отношение
- 3. Специфика эстетических ценностей
- Лекция 3. Основные эстетические ценности
- 2. Сущность и особенности эстетического освоения возвышенного
- 3. Сущность и особенности постижения трагического
- 4. Комическое: сущность, структура и функции
- Лекция 4. Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций
- 2. Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система
- 3. Основные функции искусства
- Лекция 5. Произведение искусства, специфика художественного образа
- 2.Понятие и специфика художественного образа
- 3. Основные типы художественного обобщения
- Лекция 6. Морфология искусства
- 2. Принципы классификации искусства
- 3. Пространственные и временные искусства
- 4. Изобразительные и неизобразительные искусства
- 1.Простые искусства
- 2.Синтетические искусства
- Лекция 9. Специфика современной художественности
- 2.Постановка проблемы художественности и парадигмы искусства
- 3.Процессуальность, провокативность, парадоксальность как «симптомы» современной художественности
- 4.Идеи пустоты, открытости, виртуальности в современном искусстве
- Список рекомендуемой литературы:
- 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19