9. Западноевропейское искусство Средних веков. Дороманское искусство (V в. – кон. X в.)
В V в. территория Западно-Римской империи – под влиянием остготов.
С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была абстрактная «звериная орнаментика».
Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упоминалось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие античности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров — вперемешку.
От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства — ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего средневековья. Этот период — царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь — украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.
Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христианских символов: крест, голубь и т. д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой восходят еще к дохристианскому времени, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки. Животные при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие.
Монументальная живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями.
Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII —первая половина IX в.) — по имени императора франков Карла Великого (768—814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоевание Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древнего Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене. При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Монументальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос в славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов — сцены из Священного Писания, на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.
- 1. Искусство Древнего Египта: архитектура
- 2. Искусство Древнего Египта: скульптура
- 3. Эгейское искусство. Крит. Микены.
- 4. Греческое искусство. «Гомеровская» эпоха. Архаическая эпоха.
- 5. Греческая классика
- 6. Эллинистическое искусство
- 7. Искусство Рима: архитектура
- 8. Искусство Рима: скульптура и живопись
- 9. Западноевропейское искусство Средних веков. Дороманское искусство (V в. – кон. X в.)
- 10. Романская архитектура и скульптура во Франции и Германии.
- 11. Архитектура готического стиля
- 12. Изобразительное искусство Готики
- 13. Итальянское Возрождение. Гиберти, Донателло, Мазаччо
- 14. Высокий Ренессанс. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан
- 16. Западноевропейское искусство XVII в. Голландия: Рембрандт, Ян Вермер
- 17. Западноевропейское искусство XVII в. Италия. Караваджо. Карраччи. Бернини
- 18. Западноевропейское искусство 17в. Испания: Рибера, Веласкес, Мурильо
- 19. Западноевропейское искусство XVII в.Франция: Пуссен, Лоррен
- Западноевропейское искусство XVIII в. Англия: портрет и пейзаж.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Рококо.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Франция. Давид.
- Западноевропейское искусство XVIII в. Италия. Ведутисты. Тьеполо.
- 24. Западноевропейское искусство 19 века, Англия: пейзажисты Констебл и Тернер
- 25. Западноевропейское искусство XIX в. Англия: прерафаэлиты
- 26. Западноевропейское искусство XIX в. Испания: ф.Гойя.
- Западноевропейское искусство XIX в. Франция: Жерико, Делакруа.
- 28. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Реализм: Курбе.
- 29. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Импрессионизм.
- 30. Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн.
- 31. Западноевропейское искусство XIX в. Германия: романтический пейзаж к.Д.Фридриха.
- 32. Искусство хх века. Кубизм: п. Пикассо, ж. Брак.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 33. Искусство хх века. Сюрреализм.
- 34. Искусство хх века. Фовизм – Матисс.
- 35. Искусство хх века. Поп-арт.